Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Увидит медведь штаны... и убежит

Российский этнографический музей до конца сентября приглашает на выставку «От пояса до пят» из цикла «Антропология вещи». Ранее в рамках проекта выставлялись обувь, верхняя одежда, головные уборы, а теперь — поясная одежда.

Российский этнографический музей до конца сентября приглашает на выставку «От пояса до пят» из цикла «Антропология вещи». Ранее в рамках проекта выставлялись обувь, верхняя одежда, головные уборы, а теперь — поясная одежда.

Назначение юбок и штанов — скрывать то, что демонстрировать не принято. Однако штаны/юбка не только скрывали нижнюю часть человека, но и не хуже, чем головной убор, сообщали информацию о половой, национальной, религиозной и социальной принадлежности своего владельца. Женские штаны, как и юбки, свидетельствовали о репродуктивном статусе владелицы: например, в Средней Азии женщина после рождения первого ребенка надевала специальную юбку «бельдымчи» (она не была длинной и носилась поверх одежды).

Если у восточных народов и штаны, и юбки носили и мужчины, и женщины, то для европейцев привычнее деление: штаны — мужская одежда, а юбка — женская. На выставке представлены поневы — юбки из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии поясом. Поневу носили только замужние женщины, часто она бывала из ткани в клетку, а украшали ее затейливо — розетками из лент.

Поскольку штаны — интимная часть костюма, собирателям редко удавалось их приобрести. По словам куратора проекта профессора Натальи Калашниковой, РЭМ обладает уникальной коллекцией, и подобных экспонатов нет даже в музеях самих союзных республик бывшего СССР: «Только наша коллекция рассказывает обо всех народах, населявших Российскую империю».


Мужские штаны «тюмбян». Армяне. Турецкая Армения. Начало XX в. Х/б ткань, шерстяная нить.


Штаны жениха. Ульчи. Хабаровский край. Конец XIX в. Кожа, вышивка.


У многих народов со штанами связаны любопытные поверья. Свадебные штаны повсеместно шили только женщины с большим потомством и хорошей репутацией. Киргизские женщины покрывали мужские штаны из кожи специальным узором — об этом упоминается в киргизском эпосе «Манас»: магический узор должен был сделать воина непобедимым в бою.

У ненцев женские обувь и штаны считались сакрально нечистыми, поэтому хранились не в жилище, а в меховых мешках недалеко от входа. Перевозили их во время перекочевки отдельно от всей прочей мужской и женской одежды на специальной нарте — такой обычай соблюдается у кочевников до сих пор. Нанайцы верили, что женское белье (штаны с нагрудником под названием «дилба») обладает способностью отпугивать диких животных: говорили, достаточно медведю показать «дилба», и он убежит — застесняется. Нанайские женщины, желающие родить мальчика, к поясу штанов подвешивали специальный амулет. К тому же женщина, имевшая только мальчиков, могла поменяться штанами с той, у которой были только девочки, — чтобы подарить братикам сестричек и наоборот. Буряты в отцовские штаны заворачивали новорожденного, а у тюркоязычных народов после родов штанами мужа перевязывали живот роженицы, а если ребенок плакал, на него клали штаны отца.

Большинство штанов на выставке по покрою напоминают модные нынче шаровары-«афгани» (правда, сейчас их носят в основном женщины). «Мы специально расположили вещи так, чтобы было видно, как они сконструированы, — говорит Наталья Калашникова. — Думаю, многие экспонаты могут стать толчком для создания современных вещей — дизайнеры одежды часто ходят в наш музей, да и молодежь любит черпать идеи в народном костюме».

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх