Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

Узбекистан — от рассвета до заката?

Недавно единственная в Узбекистане женщина-кинооператор Умида Ахмедова, известная и своими фотоработами, посвященными повседневной жизни узбеков, была осуждена за «клевету и оскорбление», которые, как сказано в обвинительном заключении, продемонстрировала в своих снимках и фильмах.

Документальные фильмы и фотографии призваны показывать жизнь такой, какая она есть, — без прикрас и лоска, без пропагандистской лакировки и гламура. Только благодаря таланту и профессиональной честности документалиста можно даже спустя десятилетия узнать, какой же действительно была эта жизнь. Но именно это — реальность без прикрас и мишуры — похоже, может сильно раздражать тех, кто хотел бы представить жизнь своей страны исключительно в праздничной упаковке «на экспорт».

Недавно единственная в Узбекистане женщина-кинооператор Умида Ахмедова, известная и своими фотоработами, посвященными повседневной жизни узбеков, была осуждена за «клевету и оскорбление», которые, как сказано в обвинительном заключении, продемонстрировала в своих снимках и фильмах. В середине февраля в Ташкенте суд признал ее виновной, но к ней была применена амнистия, которую объявили в августе к 18-летию независимости Узбекистана.

Чтобы поддержать Умиду, фотографы, художники, кинематографисты разных стран проводили пикеты у посольств Узбекистана, а в нескольких городах России, в том числе и в Петербурге, прошли выставки ее фоторабот и показы фильмов.

На первый взгляд нет ничего необычного в этом кадре — трещины на стене дома, окно, а через мутное стекло на улицу выглядывает девочка. Но свежие и чистые краски, непритязательность композиции вызывают доверие и ощущение подлинности схваченного момента. На следующих снимках девушка ставит блюдо с лепешками на расстеленную на земле скатерть — дастархан, вокруг сидят женщины. От солнечного света, пронизывающего весь кадр, светятся и лица женщин, и свежие лепешки, которые только что вынули из печи. А яркая цветная одежда вызывает ощущение праздника, хотя ничего особенно праздничного на снимке как будто и нет.

По фотографиям, сделанным Умидой Ахмедовой, можно узнать, как живут простые жители Узбекистана день за днем. Раннее утро, а девочка с веником уже взобралась на плоскую крышу, чтобы подмести ее, — умение следить за чистотой, любовь к труду очень ценятся в будущей хозяйке дома, и на многих фотографиях можно увидеть девочек и девушек, убирающих двор, стирающих одежду, накрывающих на стол. Именно эта простота и повседневность так раздражают чиновников — ну почему фотограф снимает этих стариков в застиранных халатах и бедные кварталы, разве мало вокруг современных домов и молодежи в джинсах?

— Я вообще не понимаю, почему меня обвиняют по поводу моих фильмов и серий фотографий, — рассказала по телефону Умида Ахмедова. — Фотоальбом «Женщины и мужчины: от рассвета до заката» был сделан мною еще в 2007 году. Этот альбом напечатан в типографии при министерстве культуры, его дарили многим организациям — Узбеккино, сотрудникам министерства культуры и аппарата президента, он был представлен на многочисленных выставках, о нем рассказывало узбекское телевидение. Абсурдность этой ситуации мне сложно объяснить.

Но объяснение этому — во всяком случае с точки зрения чиновников — можно найти, если посмотреть документальные фильмы Умиды Ахмедовой «Бремя девственности» и «Женщины и мужчины в обрядах и ритуалах», сделанные совместно с кинорежиссером Олегом Карповым (мужем Умиды, бывшим директором Музея кино в Ташкенте).

Фильм «Бремя девственности» был снят при поддержке посольства Швейцарии в Узбекистане. Это первый узбекский фильм, который поднимает такую актуальную, причем не только для Узбекистана, но и для всех стран Востока тему сохранения девичьей невинности к моменту бракосочетания.

Скрывая свои лица, женщины в этих фильмах рассказывают, казалось бы, обыденные, но на самом деле страшные истории — о том, как одно только подозрение в потере невинности до брака может обернуться для девушки трагедией на всю жизнь. Ее, как испорченную вещь, возвращают на следующий день после свадьбы в дом матери, опозорив на весь поселок. А жених, оказавшийся «несостоятельным» в постели в первую брачную ночь, становится предметом обсуждения для всей родни. Официальные цифры о том, сколько девушек и юношей пытаются потом, после такого позора, свести счеты с жизнью, отсутствуют — об этих фактах, скрывая свои имена и лица, рассказывают матери несчастных молодых. И конечно, официальным властям совсем не хочется, чтобы об этой стороне жизни Узбекистана узнали посторонние, особенно — иностранцы. Но даже показ этих фильмов в Ташкенте, в Музее кино, вызвал бурную реакцию со стороны чиновников — после публичных просмотров Умиде и были предъявлены обвинения в клевете, Музей кино осенью 2009 года был закрыт.


 

 


Благодаря широкой поддержке коллег в России и Европе Умида Ахмедова осталась на свободе, а ее фильмы и фотографии можно увидеть сегодня в Интернете. 

Наталья ШКУРЕНОК

Фото с сайта culture.uzsci.net

↑ Наверх