Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 6 ноября 2024

Узелок развяжется, узелок завяжется

Мужчина с клубком и спицами… Что это — новый виток феминизации, характерной для нашей эпохи? Или ручное вязание — это как раз занятие для настоящих мужчин?

Мужчина с клубком и спицами… Что это — новый виток феминизации, характерной для нашей эпохи? Или ручное вязание — это как раз занятие для настоящих мужчин?

Об этом — разговор с Юрием Макаревичем — петербургским дизайнером ручного трикотажа, который вяжет столько, сколько помнит себя.

Макаревич не устает повторять, что его вещи, которые он вяжет долгими зимними вечерами, предназначены не для всех, а лишь для женщин умных и с воображением. Жертвы моды — тоже не его круг. Один из парадоксов модельера звучит неожиданно: «Мода — это для подростков, а не для умных взрослых людей».

Вязание — в какой-то мере продолжение его первой профессии — математика. Привычка к логическому мышлению и умение обращаться с формулами и цифрами  дисциплинируют ум и выливаются в продуманную точность пропорций его моделей.

Порой Юра так увлекается работой над очередной вещью, что берет вязанье с собой, вяжет в метро или в маршрутке. Конечно, выглядит все это весьма необычно и даже вызывающе. Но он давно привык к любопытным взглядам.


Юрий Макаревич проявляет большую фантазию и создает новый, собственный стиль. 


Жилет в эпоху дефицита


— Как вы дошли до жизни такой? Сколько вам было лет, когда вы связали свою первую вещь?


— Я был уже совсем взрослым и учился на первом курсе Университета, когда дико модны стали вязаные жилеты. А время было советское, страшный дефицит, в магазинах ничего приличного не купить. Мне же очень хотелось такой жилет, и я решил связать его сам. Некоторые приемы мне показали одноклассницы и однокурсницы. А вскоре я стал понимать то, что написано в пособиях по вязанию, и сам придумывать какие-то штучки — новые рисунки, дизайнерские приемы.

Я стал браться за фасоны, которые были бы сложны даже для опытного мастера. Но наглость города берет. Все получилось. А потом уже пошли заказы. Даже сам не могу сказать, как это произошло. Кто-то увидел, понравилось — рассказал знакомым… Помните, так же когда-то начиналось у знаменитой модельерши Эльзы Скиапарелли? Она сделала для себя свитер с оригинальным рисунком — бантиком-«обманкой», и все захотели такой же. Первым заказом была юбка. Причем фасон я тоже придумал сам (цельновязаное годе).

— Ручное вязанье, шитье... Какой смысл в этом в наши времена, когда все можно купить? К тому же все, сделанное вручную, сегодня стоит дорого. Так что же заставляет человека переплачивать?


— Попытаюсь ответить. Во-первых, не все можно купить. Во-вторых, в России до сих пор такая ситуация, что в бутиках — тот же самый товар, что и в Апрашке, причем ощущение, что товар получен с одного склада. Так что если у потребителя есть в наличии мозги, то он закажет изделие. А потом, есть такое качество у ручных вещей — моральный срок жизни у них более долгий. А вообще в «модном бизнесе» у нас еще сильно наследие советского прошлого — любая заграничная тряпка (может быть, в буквальном смысле этого слова) ценится гораздо сильнее, чем любая дизайнерская вещь, но отечественного происхождения.

Когда женщина одета в ручную вещь — она абсолютно уверена в том, что не встретит клона. Это, может быть, самое главное. И еще — если заказать вещь здесь (в России), то при относительной «дешевизне» работы за рубежом можно произвести впечатление богатой женщины.


Надев такую вещь, вы можете быть уверены, что не встретите в этом же подругу.


Петербургский стиль сегодня — лишь прекрасное воспоминание

— Существует ли петербургский стиль?

— Петербургский стиль сегодня, увы, лишь прекрасное воспоминание. Хотя, приезжая в Москву, сразу вспоминаешь петербурженок добрыми словами. У нас все же больше элегантности, меньше выпендрежа и безобразной купеческой роскоши.

До засилья турецкого и китайского ширпотреба в нашем городе был стиль. Достаточно строго, элегантно и без экстравагантности. Сейчас дело обстоит гораздо хуже. Обнищание людей практически уничтожило институт портных. Одеваться в готовую одежду стало экономически выгодней (тогда как при советской власти было, как ни странно, наоборот: сделать себе на заказ платье было дешевле, чем купить хорошее фабричное — я имею в виду импортное, так как то, что производилось в СССР, было «модным кошмаром»).

Сегодня очень заметно, что в Петербурге слишком много людей, приехавших на заработки, — и они сейчас во многом определяют вид улицы. И вид этот — печальный. Слишком много черного цвета (интересно, какой дурак убедил несчастных женщин, что в 11 утра черное — это элегантно?) и очень много стразов и блесток.


Срок жизни у ручных изделий дольше, чем у магазинного ширпотреба.

 


— Можно ли хорошо одеваться, не имея больших денег?

— Хорошо и относительно дешево можно одеваться при наличии безупречного вкуса (чем меньше денег — тем безупречнее вкус) и большого желания хорошо выглядеть. Надо составить четкий план гардероба, вещи должны быть абсолютно добротные (качественный материал, хорошая работа), и никакого «софистикейтес» (то есть ничего экстравагантного. — Прим. авт.).

— Одежда, внешность... Так ли это важно?


— Это очень важно! Всегда было важно, а сегодня особенно. Потому что человеку, который плохо выглядит, сложнее не только в личной жизни, но и на работе. Что уж говорить о том, какое значение придают своей внешности женщины! Думаю, что красота как-то способствует физическому выживанию человечества. Потому при любых политических режимах, при любых социальных катастрофах женщины стараются ВЫГЛЯДЕТЬ! Вспомним Великую французскую буржуазную революцию — гильотина работала без перерыва, но женщины даже на эшафоте старались выглядеть красиво!

Фото Натальи ЧАЙКИ

Грамотный гардероб

— А что должно быть в грамотно составленном гардеробе у современной женщины?

  • 1) Хорошо сшитая черная прямая юбка (возможны варианты в цвете и крое, но сидеть должна идеально);
  • 2) две-три блузки (на разные сезоны и случаи);
  • 3) водолазка (можно 2 — 3 разных цветов, но только таких, которые идеально сочетаются с цветом лица);
  • 4) жакет (можно и вязаный, но в таком случае — он должен быть безупречным);
  • 5) брюки — классические, нейтральных ахроматических цветов (т. е. черные или серые);
  • 6) джинсы — тоже классического покроя.


И, конечно, аксессуары — чем больше, тем лучше, ведь они помогают разнообразить гардероб. Это палантины, платки, сумки (не меньше трех), обувь — на каждый сезон 3 пары (если обувь носить не каждый день, она служит намного дольше, и, конечно, обувь должна быть удобной и классических форм. Ведь, как сказал Ив Сен-Лоран, «классика — это то, что можно носить всю жизнь!»).

↑ Наверх