Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

«В БКЗ нечего делать тем, кто не любит свою работу»

На сцене «Октябрьского» было отмечено 60-летие главного режиссера этого зала Геннадия Шагаева

На сцене «Октябрьского» было отмечено 60-летие главного режиссера этого зала Геннадия Шагаева



В праздничном концерте под названием «6:0» мастера режиссуры поздравили Ирина Богачева, Людмила Сенчина, «Лицедеи», Андрей Ургант, специально из Москвы приехал Дмитрий Харатьян. Свои видеопоздравления прислали десятки звезд. Обозреватель «Вечёрки», поздравив мастера, поспешил задать ему несколько вопросов.

— Геннадий Михайлович, артисты в видеопоздравлениях повторяли: «Приглашайте, Геннадий Михайлович, к вам в БКЗ приедем с удовольствием!» Вы водите дружбу со
многими звездами?

— Жизнь постоянно сводит и разводит артиста с режиссерами. Но обычно это скоротечные встречи. У меня действительно со многими знаменитостями прекрасные отношения, но я бы не назвал это дружбой. Друзья у меня остались со школьных, студенческих лет. С артистами скорей приятельские отношения. Вот с Люсей Сенчиной, Игорем Скляром часто встречаемся, но посидеть за семейным столом никак не удается. Моя жена, певица Диана Шагаева, многие годы гастролировала, надолго уезжала из Питера. А я, как сумасшедший, после работы мчался за детьми (у Шагаевых двое сыновей. — Прим. авт.), а в семь утра вставал и вез их в школу.

— Вы ведь опекали многих молодых артистов, той же Елене Ваенге помогли стать звездой!

— Не могу сказать, что я опекал Лену Ваенгу, но, несомненно, «Октябрьский» сыграл в ее судьбе огромную роль. Мы первыми поверили в нее, когда Лена только начинала, стали приглашать в гала-концерты наравне со звездами, и она оправдывала доверие, работала искренне, вдохновенно. Хотя не обходилось и без сюрпризов. Один из первых ее выходов на сцену БКЗ случился в концерте к Дню милиции. Лена спела лирическую песню, а вторую — в стиле русский шансон, где текст «на грани». Мы все переполошились: сейчас что-то будет! Но, как ни странно, милиционерам шансоны
Ваенги понравились…

— А вообще у вас есть нюх на будущих звезд?

— В свое время в зале «Карнавал» мы делали интересные программы с тогда только начинавшим Димой Нагиевым. Но я бы не сказал, что в молодом артисте сразу могу распознать будущую знаменитость. Честно говоря, об этом не думаю.

— И все-таки двух молодых артистов вы точно опекаете! Своих сыновей! Ваш старший сын, талантливый баянист Максим Шагаев в Берлине удостоен титула «уникальный музыкант Европы», а младший, Алексей, в свои 12 уже лауреат международных фортепианных конкурсов…

— Максим стал известным музыкантом и продюсером. Он играет только серьезную классику. Практически сразу после Консерватории уехал на Запад. Я считаю, сделал правильный шаг. Я не знаю, где бы он мог здесь работать — разве что по ресторанам и корпоративам? Алешке двенадцать лет, с пяти он играет на фортепиано, учится у серьезных педагогов. Уже побеждал на конкурсах в Таллине, Берлине. Он очень хорошо исполняет Рахманинова, Шопена. Но все дается тяжелейшим трудом — четыре-пять часов парень, забыв про компьютер и футбол, играет на рояле.

— Геннадий Михайлович, ваш конек — эксклюзивные программы, которые делает БКЗ к различным датам, юбилеям… Эти концерты всегда масштабные, торжественные, даже пафосные. Но наверняка происходили какие-то забавные случаи и во время столь серьезных мероприятий!

— Чего только не случалось. На одном из концертов я дал строгую команду техническим службам спускать сотни шаров со сцены в зал по моей отмашке. Но посреди действия в зал вошел Виталий Мутко, мой старый знакомый, в ту пору президент клуба «Зенит», и приветственно помахал мне, на что я тоже помахал ему рукой. Подчиненные же восприняли это как руководство к действию, и на голову гостя в самый неподходящий момент вывалилась туча воздушных шаров. В другой раз из-за несогласованности служб одновременно зажглась стена пиротехники и вывалились шары — вот шума и треска-то было! Занятный случай был, когда на праздничном спецконцерте на сцену на ленте-транспортере выехали девушки в военной форме, одна с пулеметом, другая с винтовкой, третья с рацией. Губы ярко накрашены, огромные ресницы, подведенные глаза, белозубые улыбки — ну просто топ-модели! Естественно, это вызвало приступ отнюдь не патриотического смеха в зале…
Среди тех, кто поздравил меня с юбилеем, был Сергей Пенкин. А он же всегда такой праздничный, экстравагантный, я ему говорю: «Сережа, ты ходишь, как новогодняя елка, на твоем костюме все блестит, переливается!» Однажды с ним был такой случай. Шел какой-то ветеранский концерт, причем в зале собрали только женщин-ветеранов. Медали, ордена, седые заслуженные дамы. Играет оркестр, артисты читают стихи, и вот ведущий торжественным тоном объявляет: «Выступает заслуженный артист России Сергей Пенкин!» На сцену выбегает эта «новогодняя елка» со словами: «Привет, куколки!» За кулисами шок, но, как ни странно, зрительницам это даже понравилось…
Занятная история приключилась с Валерием Леонтьевым, который испытывает к БКЗ особую любовь. В 80-е он привез новую программу, где был такой эпизод, когда Леонтьев выезжал на сцену на русской печи, а оттуда валил дымок. Я договорился со своим рабочим, что за три рубля (тогда это были нормальные деньги) он садится в печь и по ходу дела дымит. И вот печка выехала, с дымком, все дела, публика в восторге. Песня оказалась длинной, потом еще бисовка, в общем, номер длился минут пять. И когда окончился, распахнулся люк, оттуда вылез распаренный, наглотавшийся дыма «печник» и завопил: «Четвертной! В следующий раз меньше чем за четвертак не поеду!»

— Скажите, а могла бы в БКЗ произойти такая история, что случилась в Кремлевском дворце, когда помощник режиссера Марина Яблокова наговорила резкостей Филиппу Киркорову, и тот дал волю эмоциям?

— Конечно, мы все обсуждали тот конфликт. И как сказала директор БКЗ «Октябрьский» Эмма Лавринович, ничего подобного никогда бы не случилось в нашем зале! Потому что первое правило любого человека, работающего с артистами, да еще на таком уровне: ты должен любить его, уважать, прощать его слабости, стараться на корню пресечь любой возможный конфликт. Эмма Васильевна учит нас, что в БКЗ нечего делать тем, кто не любит свою работу, кто пришел сюда искать коммерческую выгоду. В штате БКЗ 250 человек, зарплаты государственные, небольшие. Сегодня любого специалиста наших служб с удовольствием возьмут в любую коммерческую компанию. Им постоянно поступают выгодные предложения, и кто-то уходит, но абсолютное большинство остается, потому что для них «Октябрьский» — дом родной.
Вот сейчас мы делаем праздничные городские программы, посвященные Дню защитника Отечества и 8 Марта. Поверьте, это будут очень хорошие концерты, и, конечно, хотелось бы, чтобы их увидели не только 3700 зрителей «Октябрьского», но и огромная телевизионная аудитория.

Беседовал Михаил АНТОНОВ
Фото Михаила САДЧИКОВА-младшего

↑ Наверх