Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

В Царском Селе вспомнят героев Первой мировой

Сравнительно недавно, с 1996 года, в России стали отмечать День памяти погибших в Первую мировую войну. Тогда как во Франции, Канаде, Великобритании и других странах это было сделано давно.

Сравнительно недавно, с 1996 года, в России стали отмечать День памяти погибших в Первую мировую войну. Тогда как во Франции, Канаде, Великобритании и других странах это было сделано давно, почти сразу после прекращения военных действий — там в память о Компьенском перемирии, подписанном 11 ноября 1918 года, которым завершилась «великая бойня», отмечают День перемирия, и вечный огонь девяносто лет горит на площадях, у крепостных стен, на кладбищах...

У нас братских кладбищ, где нашли последний приют воины Российской империи, — раз-два и обчелся: есть в Москве, недалеко от станции метро «Сокол», да под Петербургом — Царскосельское братское кладбище, где похоронены воины русской армии — командир лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского полка генерал-майор Дмитрий Пфейфер, полковник Лев Давыдов, капитан Вячеслав Бялокоз, штаб-ротмистры, поручики, подпоручики, а также полковые врачи, священники, сестры милосердия.

К 1918 году на этом месте было больше тысячи захоронений. Сюда по приказу царя Николая II привозили с фронта останки погибших воинов, в большинстве своем — кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца, отчего и называли его кладбищем георгиевских кавалеров, хоронили и тех, кто умер в лазаретах от ран.

Кстати, во время «Великой войны» в Царском Cеле было 60 госпиталей, в самом большом, расположенном во дворце, императрица с юными цесаревнами работали сестрами милосердия. По инициативе Александры Федоровны в августе 1915 года на территории кладбища заложили временную деревянную церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», а затем планировали возвести храм-памятник, который так и не был построен — помешали войны, революция.

В 1938 году деревянную церковь снесли, но могилы георгиевских кавалеров не тронули. После Великой Отечественной войны здесь, на отдельном участке, подхоранивали останки погибших советских солдат. А потом, в 50-е, было принято решение сровнять Первое братское кладбище на Руси (так оно первоначально называлось) с землей: подогнали бульдозеры, сняли верхний слой земли и отправили его на... газоны города Пушкина. После чего место последнего приюта воинов являло собой печальную картину — туда стали сваливать мусор, бытовые отходы. А «свободную» кладбищенскую территорию раздали под огороды местным жителям.

— Люди, которые развели там огороды, не знали, что это за место. И когда они стали копать землю, сажать рассаду, то находили черепа, кости, — вспоминает член Общественного совета Балтийской медиа-группы настоятель Софийского собора отец Геннадий. — Это вызвало у них сильное возмущение — как можно на могилах выращивать морковку, а затем есть ее! Это страшно. Ведь в этом месте нельзя делать грядку — там должна быть лампадка, крест...

В 2000 году представители Союза казаков России решили своими силами попытаться восстановить кладбище.

— Первое, что мы сделали, это вывезли весь мусор, расчистили территорию, — рассказал председатель приходского совета храма Архангела Михаила и Георгия Победоносца на Царскосельском братском кладбище героев Первой мировой войны Михаил Митрофанов, активный участник Союза казаков России. — Мы нашли документы, карту этого места, по которой можно было восстановить исторические границы кладбища. А потом пригласили экспертов из Института гидролокации, они сделали нам подземную топографическую съемку, ведь в КГИОП были поданы соответствующие бумаги, чтобы присвоить кладбищу охранный статус. 
 
Охранного статуса пришлось ждать три года — в 2003 году территория Царскосельского братского кладбища была занесена в список вновь выявленных объектов культурного наследия. На восстановление поклонного креста-стелы государство выделило 3 миллиона рублей. И в прошлом году семиметровый гранитный обелиск в виде штыка был-таки установлен.

А сегодня, как рассказал Михаил Митрофанов, намечается строительство мемориального комплекса, где должен быть установлен 21 памятный знак — полкам, воины которых умерли от ран в госпиталях. В планах и строительство церкви.

— В Музее А. В. Суворова военные архитекторы, которые, кстати, планировали стелу,  нашли проект 1916 года архитектора Антонова — он выиграл конкурс Императорского общества архитекторов-художников на строительство храма-памятника на Царскосельском братском кладбище, — рассказывает Михаил Митрофанов. — Храм должен был быть очень красивым — в русском стиле, предполагалось, что перед входом будут стоять пушки, ведь Россия надеялась на победу.

Однако кризис затормозил выполнение этих планов. Государство пока денег на это благородное дело не выделило, приходится собирать пожертвования. Отец Геннадий стоит на таких позициях: «Я считаю, что это позор России, когда мы такие вещи не помним, забываем славные подвиги. Получается, что мы сами свою память выхолащиваем настолько, как будто только что родились и у нас ничего нет, — у нас офицеры Первой мировой стали врагами, жертвами революционных событий. Это было целенаправленное уничтожение нашей русской православной истории».

 

Сегодня, в 11-й день 11-го месяца, в 11 часов, как и во всем мире, на Царскосельском братском кладбище начнутся торжественные мероприятия с участием православной церкви — состоится панихида, пройдет митинг. На специальном плацу у креста-стелы выстроятся курсанты, кадеты, ветераны, придут представители патриотических организаций, школьники.

↑ Наверх