Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

В частных клиниках можно будет лечиться бесплатно

В городе существуют частные клиники, напичканные самым современным медицинским оборудованием, которые стоят полупустыми, так как лечение в них не по карману подавляющему большинству горожан. Изменить ситуацию призван новый закон «Об обязательном медицинском страховании», ...

Несмотря на всевозможные нововведения в виде колл-центров, очереди в медицинских учреждениях не исчезают, и по-прежнему, чтобы попасть на прием к врачу, приходится приезжать в поликлинику чуть свет, а получив заветный талончик, еще и простаивать, иногда по нескольку часов, в очереди под дверью кабинета нужного специалиста. Часто не справляются с потоком пациентов и больницы: госпитализированных нередко размещают в коридорах, так как в палатах не хватает мест. В то же время в городе существуют частные клиники, напичканные самым современным медицинским оборудованием, которые стоят полупустыми, так как лечение в них не по карману подавляющему большинству горожан.

Изменить ситуацию призван новый закон «Об обязательном медицинском страховании», первое чтение которого пройдет в Госдуме завтра. После опубликования законопроекта более месяца назад вокруг него развернулись жаркие дискуссии, и, хотя эксперты утверждают, что это один из самых удачных законопроектов в области медицины за последнее время, критики считают, что он нуждается в доработке. О плюсах и минусах нового документа нам рассказал начальник отдела по работе с гражданами Территориального фонда ОМС Геннадий Лопатенков.


На столе у каждого врача должен быть компьютер!


Пенсионерам доплатят за хорошее здоровье


— Новый законопроект дает больше прав гражданам — потребителям медицинских услуг и стимулирует медучреждения повышать качество таких услуг, — говорит Геннадий Лопатенков. — Каким образом? Начнем с того, что в 1,7 раза увеличивается размер страхового взноса для работодателей и властей субъектов федерации. Это очень большие деньги. В масштабах нашего города — миллиарды рублей. Значит, финансирование медицинской помощи реально возрастает. В течение ближайших двух лет в соответствии с законом прирост страховых взносов будет в основном направлен на три основные вещи: модернизацию материально-технической базы медицинских учреждений, информатизацию (чтобы, например, у каждого врача был компьютер на столе) и на стандартизацию. Необходимо завершить разработку стандартов лечения, тогда мы будем знать, что конкретно должно быть предоставлено пациенту за счет государства при лечении той или иной болезни.

По словам г-на Лопатенкова, часть денег пойдет на создание специального целевого фонда, из средств которого с 1 января на каждого неработающего пенсионера будет выделяться 2000 рублей в год. Если в течение года пожилой человек пользуется медицинской помощью, эти деньги пойдут на доплату медицинским учреждениям, если не пользуется — они будут приплюсовываться к его пенсии. Вроде бы деньги небольшие, но такая доплата будет стимулировать медучреждения более внимательно относиться к пожилым пациентам, а сами пациенты смогут сэкономить эту сумму, если будут следить за своим здоровьем и меньше болеть.

В частных клиниках можно будет лечиться бесплатно

— После вступления закона в силу (а это, как ожидается, произойдет с 1 января будущего года) в системе ОМС смогут работать медицинские учреждения всех форм собственности. Формально такое право было у «частников» и раньше. Но воспользоваться им они зачастую не могли. Потому что включать или нет в систему ОМС то или иное медучреждение, решали административные органы — это был довольно сложный процесс, — говорит Геннадий Лопатенков.

Теперь закон прямо указывает, что организации любых форм собственности входят в систему ОМС в уведомительном порядке. То есть руководители частной клиники посылают заявление в территориальный фонд ОМС, и он не вправе отказать.

За бездействие страховщик ответит рублем

Новый закон вменяет страховой организации значительно больше обязательств по отношению к застрахованному гражданину. Сейчас их пять, а будет семнадцать. Например, страховщики обязаны будут предоставлять гражданам необходимую сравнительную информацию о медучреждениях — для того чтобы человек мог выбирать, где ему лечиться. Скажем, лечащий врач в поликлинике направляет пациента на лечение в кардиологическое отделение. В городе более 20 таких отделений. Человек звонит в страховую компанию, и ее сотрудники должны предоставить ему всю необходимую информацию о кардиологических отделениях: где выше качество лечения, где лучше условия пребывания. После этого пациент может сказать врачу: направьте меня в больницу такую-то. Это и есть реализация права выбора медучреждения. Также страховая организация по закону отвечает «за вред, причиненный гражданину в результате ненадлежащей работы по организации предоставления ему медицинской помощи».

— Что это означает? Например, врач прописал пациенту УЗИ. А в поликлинике ему говорят: у нас очередь на УЗИ два месяца, но если вы заплатите, то можно сделать послезавтра. В этом случае человек должен позвонить в страховую компанию. С момента обращения в трехдневный срок ее сотрудники обязаны принять меры — например, направить человека в другую поликлинику, где нет очереди. Если никакой помощи человек не получает, он может пойти в частную клинику, сделать УЗИ там и потребовать от страховой компании оплатить счет. Это предусмотрено законом, — утверждает г-н Лопатенков.

Однако он вправе будет требовать это, если действительно обращался в страховую компанию и там ему не помогли. При этом необходимо еще учитывать, что существуют временные нормативы предоставления медицинской помощи. Например, плановая медицинская помощь должна быть предоставлена в течение двух недель, поэтому жаловаться можно в том случае, если вы, получив направление к специалисту, не попали к нему в течение двух недель. В очереди на МРТ пациент может по нормативу стоять месяц, на УЗИ — десять дней.


Мнение

Заместитель директора страховой компании Андрей ПЕСКОВ:

— Надо признать, что опубликованный законопроект — один из самых удачных в области медицины за последнее время, однако в нем есть спорные моменты. Во-первых, что касается выбора страховой компании. Этот механизм четко не прописан, а менталитет людей у нас таков, что они еще с советских времен привыкли, чтобы за них кто-то думал и выбирал. В законе говорится о том, что тех, кто не сделал такой выбор, будут закреплять за тремя компаниями, набравшими самое большое в регионе количество добровольных клиентов. Такая схема должна стимулировать страховщиков бороться за клиентов, а значит — и за качество лечения. Но как компании-победители будут делить между собой безынициативных клиентов, в законопроекте не говорится.

Об участии в системе ОМС частных клиник. Частный сектор у нас развит пока очень слабо. В городе нет частных медицинских центров, которые могут сравниться по объему услуг хотя бы с одной районной поликлиникой. Поэтому удельный вес частных медучреждений в оказании медицинских услуг населению будет минимальным, так что не стоит надеяться, что они смогут снять нагрузку с государственных медучреждений. К тому же государственные тарифы на лечение в разы отличаются от тех, что действуют в частном секторе, так что входить в систему ОМС «частникам» все равно невыгодно. Однако лучше уж лечить людей и получать за это хоть какие-то деньги, чем сидеть без работы и часами ждать посетителей, как это происходит в частных клиниках сегодня.

Еще одно спорное положение законопроекта — «поощрение страховым медицинским организациям в зависимости от показателей здоровья застрахованных лиц». Кто заслужил поощрение, будет решать некая комиссия. К сожалению, чиновники, которые заседают в комиссиях, связанных с распределением всевозможных поощрений, нередко попадаются на злоупотреблениях. Законодателям стоит подумать, каким образом исключить такую возможность.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх