Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 28 января 2025

В Эрмитаже покажут сушилку для бутылок

Эрмитажную публику давно не удивишь экзерсисами современных художников. Но такого, чтобы в Николаевском зале Зимнего дворца, в Аванзале и в Эрмитажном театре целую неделю шумел фестиваль современного искусства со всеми делами — такого эти стены не припомнят.

Эрмитажную публику давно не удивишь экзерсисами современных художников. Видывали мэтров новейшего искусства и в Главном штабе, и в самом Зимнем дворце. Рядом с археологическими древностями, помнится, красовался «BMW», расписанный Энди Уорхолом, а в анфиладе залов висели его завораживающие работы. А однажды на том же самом месте грозно возвышался гигантский паук — шедевр американской скульпторши Луизы Буржуа — и взирал на своего собрата, стоявшего во дворе.

Свежи в памяти масштабные экспозиции «Америка сегодня» и «Новояз», персоналки английского гения-аутиста Сая Твомбли и бывшего советского диссидента Ильи Кабакова, подарившего музею в знак благодарности туалет — свой шедевр.

Но такого, чтобы в Николаевском зале Зимнего дворца, в Аванзале и в Эрмитажном театре целую неделю шумел фестиваль современного искусства со всеми делами — инсталляциями, многолюдными перформансами, дирижируемыми московским художником и фриком по призванию Андреем Бартеневым и нашим маэстро пластики Антоном Адасинским, видеофильмами, повергающими то в транс, то в шок и трепет, — такого эти стены не припомнят.


Вот только не надо сразу возмущаться, как Райкин в одной своей известной миниатюре: «В Николаевском зале, в Николаевском зале!»

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский напомнил об истории этого парадного зала: «Здесь бывали не только выставки, но и торжественные балы и императорские выставки, а однажды даже выступал Троцкий».

Выставку открывает один из самых известных реди-мейдов Марселя Дюшана. Нет, не писсуар. Чуть менее знаменитый — «Сушилка для бутылок» 1914 года.

Эту полезную в хозяйстве вещицу, которой суждено было стать шедевром мирового искусства, Дюшан купил в отделе скобяных изделий парижского магазина «Базар де л,Отель-де-Виль». Впервые его творение предстало перед изумленной публикой в 1936 году.

Подивившись сушилкой, которая будет расположена в Аванзале, зритель попадает в Николаевский зал. Там демонстрируются работы Ива Кляйна (чье имя у большинства из нас ассоциируется с изобретенным им необыкновенного оттенка синим цветом), Сезара, Мартиала Райсса, Жана Дюбюффе, Жоржа Матье…

Очень красива работа Ива Кляйна «Портрет-рельеф Арман» (1962). Это гипсовый слепок друга и коллеги художника, раскрашенный в синий цвет и помещенный на золотой фон. Об этом синем надо сказать несколько слов. Это так называемый Международный синий цвет Кляйна (IKB), запатентованный им в 1956 году. Голубой Арман на золотом фоне выглядит как античное божество или… как персонаж модного фильма «Аватар».

Еще одна любопытная находка дизайнеров выставки — картины, помещенные в клетки, как преступники или пленные звери в зоопарках. Это проект австрийского художника Хаймо Зобернига. Шесть картин известных французских художников, специально предоставленных для этой выставки, будут каждый день, вплоть до 10 октября, извлекаться из «хранилища» сотрудником Эрмитажа. Он же будет рассказывать историю картины, вызволенной из хранилища.

А пока публика будет развлекаться, просвещаться или возмущаться, ученые умы — как с российской, так и с французской стороны — соберутся за круглым столом, чтобы обсудить животрепещущую тему с красноречивым названием «Это ужасное современное искусство в универсальном музее».

↑ Наверх