Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

В городе Сочи с приливом не очень

Для чего нужны Олимпийские игры? В южном черноморском Сочи, где — поет Трофим — «и шашлычок под коньячок вкусно очень», дают на этот непростой вопрос незаурядный свой ответ. Оказывается, Олимпиаду сюда звали для обеспечения людей... теплом и горячей водой. Корреспондент «ВП», побывав на месте, убедился, что в столице зимних Игр-2014 актуально и то и другое.

Для чего нужны Олимпийские игры? В южном черноморском Сочи, где — поет Трофим — «и шашлычок под коньячок вкусно очень», дают на этот непростой вопрос незаурядный свой ответ. Оказывается, Олимпиаду сюда звали для обеспечения людей... теплом и горячей водой. Корреспондент «ВП», побывав на месте, убедился, что в столице зимних Игр-2014 актуально и то и другое.

 

 


А у нас в баллонах газ... таскать запрещено

 


Город Сочи, правда, почти уникален — во-первых, растянулся вдоль моря на 145 километров, во-вторых, без тепла и горячей воды. Не в центре, разумеется, а в населенных пунктах, территориально относящихся к Большому Сочи. В Хосте и Кудепсте — это в двух шагах от Адлера — даже газа не было. Газ жители таскали из Сочи в баллонах.
«Нашего мэра Анатолия Пахомова эти процессии ужасно раздражали, — поделилась смотрительница из Музея сочинской спортивной славы, который открылся в июне на улице Карла Либкнехта. — Вот и решил покончить с этой дикой практикой. Отрезал: если мы на олимпийских стройках долбим горы, то уж на газификацию поселков и аулов деньги найдутся точно».

 

...Деньги в чужом кармане любят считать многие сочинцы.


«Благодаря Олимпиаде мы получим триллион рублей! Триллион! Это ведь сотни наших годовых бюджетов, — ударился в подсчеты, растянувшись под большим платаном, пенсионер Игорь. — Прибыль от программы за пять лет, я тут скромно прикинул, — составит 340 миллиардов рублей. Кроме того, у нас теперь не будет отключений электричества, подачи в дом воды «по графику», к чертовой матери снесут все это ветхое жилье, гнилье на Бытхе, — этих бараков там полторы тысячи. Да нам осточертело прозябать в лачугах без горячей воды и приличных ванн».
Уже открыты современные больницы, поликлиники и школы. Еще мэр Сочи пробил за счет бюджета для людей специальные рынки, которые работают только по выходным, зато дешевые — пенсионеры запасаются там овощами и фруктами: в обычных магазинах все эти товары им не по карману.
«Да, цены здесь что летом, что зимой — одним цветом, — щелкает пальцами таксист Роман. — Безумно дорогая детская одежда и вообще товары для детей: вот, я эти плавки купил себе за 900 рублей, а такого же фасона на ребенка — за 1500». Дубленка краснодарского пошива будет стоить где-то тысяч 18, турецкого — за шесть.
По-прежнему бич города-курорта — пробки на дорогах. Развязки строятся, но что поделать, если все пути сходятся в одной точке — центральном Сочи. К тому же многие тоннели были сделаны топорно — не прошло и года, а их чинят.
«Этот тоннель полгода ремонтируют, — продолжил Роман, когда наше такси уткнулось в пробку. — И главное, зимой дорожники «спят». А в разгар сезона им непременно работать приспичит. Что за чиновники такие, что за люди, ёкарный бабай! ...Из Адлера всех пропускают, чтобы там пробок не было, а люди, которые едут в обратную сторону, мучаются. Вот недавно вез в аэропорт супружескую пару. А они проспали — до конца регистрации оставалось минут 30, а мы уперлись в пробку. Ну мужик мне и говорит: я заплачу гаишникам любые деньги, короче — выезжай на встречку и шуруй. Я выехал на встречку, мы подъехали к гаишнику, мужчина протянул ему в окошко тысячерублевую купюру — и только так в аэропорт успели».

 

 

 


Зимой и летом цены — «одним цветом»


Сочинцы заняты чем и всегда: обслуживают курортников. Пытаются решить проблему сушки белья на балконах — как ни странно, бельевых площадок в городе почти не осталось, а балконное белье, по мнению чиновников, портит облик Сочи. Ходят парочками целоваться к монументу Петру и Февронии. Любуются новыми скульптурами малых форм (в конце июня в городе поставили памятник рыбке гамбузии, которая питается личинками малярийных комаров). Изредка барахтаются в черноморском мусоре — канализация, проложенная под водой еще при Сталине, давно изношена. Митингуют, защищая скверики от вырубок. Обсуждают, какую новую квартиру купила в Сочи Алла Пугачева.
Кстати, о квартирах. Недавно цены на жилье в Сочи упали — процентов на тридцать. Мэр Пахомов запретил принимать в эксплуатацию дома, которые были построены на оползающих грунтах и превышали изначальную проектную высотность. Одну такую «щепку», аж в 17 этажей, построили прямо у моря. И власти ахнули — ведь по проекту было предусмотрено всего четыре этажа. Строение законсервировали — те, кто купил там квартиры, ждут новоселья до сих пор.

 

 

 

 

В ожидании «большой свободы»


Подготовка к Олимпийским играм придала «квартирному вопросу» в Сочи новое звучание — многие объекты олимпийской инфраструктуры оказались на земле, где проживали горцы и казаки-староверы. Их пришлось переселить, часто насильственно.
...Вот вам одна из тех историй, о которых люди спорят. Ветеран войны Василий Лебедев работал в санатории жестянщиком. Владел маленьким участком земли, на котором своими руками сколотил из ящиков и остатков строительного хлама домик — он-то и попал под олимпийское строительство: дорожную развязку.
«В канун Дня Победы-2010 я получил поздравление от губернатора края и повестку о вызове в суд, о выселении ввиду краевых нужд, — всплакнул Василий Гаврилович, утирая рукавом скупую мужскую слезу. — Мне 84 года, я плохо двигаюсь — в суд не пошел. Тогда ко мне домой явилась руководитель краснодарского Олимпийского департамента Лариса Заведеева и объяснила: съезжай-ка отсюда. Я пояснил: на переезд согласен, пусть мне только предоставят благоустроенную квартиру — как участнику войны, по президентскому Указу. На что дама заявила — это вам не полагается, зато мы дадим 2 миллиона 42 тысячи рублей (именно столько, мол, участок стоит, по оценке департамента) да еще тысячу рублей на переезд. Я не согласился — ведь лишаюсь собственной земли. Меня выселили с внуками на улицу...»
...Может быть, поэтому не возникает в Сочи ощущения, что этот город — пусть и олимпийская, но тем не менее столица. Хотя...
«Мы тут надеемся, что из-за Игр у нас будет такая свобода, такая свобода...» — всплеснула руками в маршрутке торговка Маруся...


(Продолжение следует)

↑ Наверх