Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 января 2025

В Крюковых казармах сохранятся традиции морского клуба

Говорят, обещанного три года ждут, и в случае с переездом Центрального военно-морского музея так и оказалось. Именно три года понадобилось на реставрацию Крюковых (Морских) казарм, куда — не сразу, а поэтапно, года за полтора — переедет ЦВММ.

Говорят, обещанного три года ждут, и в случае с переездом Центрального военно-морского музея так и оказалось. Именно три года понадобилось на реставрацию Крюковых (Морских) казарм, куда — не сразу, а поэтапно, года за полтора — переедет ЦВММ.

Фейерверк, оркестр и концерт

Открывали Морские казармы с пафосом — были и воздушные шарики цвета российского триколора, и огненные струи фейерверка, и военный оркестр, и даже маленький концерт. Присутствовали губернатор, члены правительства, высшие военные чины, директора музеев, почетные граждане Санкт-Петербурга. Все они рассматривали пока еще пустые залы музея, оформленные в серо-белых тонах.

Особой популярностью пользовался пока единственный «экспонат» — макет реконструированных Крюковых казарм. От множества лампочек, вмонтированных в подвесной потолок, было светло как днем. За окнами красовался стеклянный атриум (его длина — 72,2 м!), с другой стороны — Новая Голландия, а внутри — анфилада залов, кинолекторий, библиотека, помещение для кафе, наконец, мансарды, где собираются разместить художественные мастерские. Впечатление такое, будто это и не музей вовсе в традиционном понимании этого слова, а какой-то гигантский культурно-досуговый центр, где можно и погулять, и отдохнуть, и ума-разума набраться.

Командующий Военно-морским флотом РФ Владимир Высоцкий напомнил, что противников размещения в Крюковых казармах Военно-морского музея было больше, чем сторонников. «Но теперь около миллиона экспонатов получат здесь достойное хранение, мы договорились с Эрмитажем — он окажет методическую помощь в экспозиционном деле», — рапортовал главком.

После торжественной части губернатора пригласили на экскурсию — оглядеть музейное пространство. Но прежде Валентина Ивановна решила пообщаться с журналистами.

«Я вам искренне говорю: я горжусь тем, что в нашем городе появилось новое здание Военно-морского музея. И это никакой не квасной патриотизм — это лучшее здание в мире и в России, — сказала градоначальница. — И наш музей этого заслуживает — у него уникальные экспонаты. Сегодня здесь созданы прекрасные условия, даже самому придирчивому музейщику не к чему придраться».

«Неужели все так идеально?» — обратилась я к начальнику музея Андрею Лялину. «Я, наверное, один из тех людей, которые здесь с самого первого дня, и высказывал много критических замечаний, — охотно рассказал Андрей Яковлевич, — и все недочеты мы в процессе работы устраняли. Поэтому сегодня я доволен».

Тем временем Валентина Ивановна продолжала: «Когда мы подняли вопрос о переводе Военно-морского музея из здания биржи, сколько было обвинений в адрес властей, что задумали что-то нехорошее, что вот опять какой-то инвестпроект на Бирже хотят сделать, что обижают музей. Мы все это пережили, как пережили и нечто подобное с Сенатом и Синодом. Ведь нас, не видя результатов, в немыслимых грехах пытались обвинить! А меня очень беспокоит здание Биржи — оно действительно нуждается в незамедлительной реставрации и ремонте, но без переезда музея этот вопрос невозможно было решить».


На первом этаже здания разместятся фонды музея, на втором — анфилада залов (всего 19 вместе с Главным), где будет основная экспозиция, кинозал, кафе, на третьем этаже расположится администрация музея и опять-таки фонды. Есть еще зал временных выставок — это дополнительные 800 кв. м. Общая площадь музея — 30 тысяч кв. м, из них 23 тысячи кв. м — полезная площадь.



Биржа останется музеем

Журналисты задали вопрос: так что же будет в здании Биржи? И тут родилась сенсация. Губернатор напомнила, что это здание — памятник федерального значения и находится в распоряжении правительства РФ, но со своей стороны город предложил сделать там филиал Эрмитажа: «В ближайшее время мы ждем решение правительства по этому вопросу, но в любом случае здание сохранит свое историческое назначение как общественное, культурное и музейное место».

«Насколько реально разместить в здании биржи филиал Эрмитажа?» — попытались мы выяснить у Михаила Пиотровского. «Шансы очень большие. И то, что Военно-морской музей переедет в Крюковы казармы, — хорошо, получился правильный рецепт: сначала строят новое здание, и только потом музей переезжает», — резонно заметил директор Эрмитажа. «А вот если Эрмитаж вдруг попросят «сняться с якоря», пообещав для него построить огромное новое здание, переедете?» — задаем провокационный вопрос и слышим: «Эрмитаж никогда не попросят — он на своем историческом месте. Эрмитаж всегда там был и может только расширяться».

Матросский клуб стал культурным центром

«Месяца два-три уйдет на доводку всех технических систем, — объяснял тем временем Андрей Лялин. — А осенью начинаем поэтапно сюда переезжать — 18 залов не должны пустовать». Директор музея планирует привлечь для консультаций специалистов из аналогичных морских музеев в других странах. «От наших экспонатов все специалисты мирового уровня в восторге, — не скрывал удовлетворения Андрей Яковлевич. — Ведь вокруг одной модели можно целый зал оформить, и надо это делать! Я сохранил традицию Крюковых казарм, традицию матросского клуба, который здесь раньше был, — он и теперь остался, только стал культурным центром.
Мы органично вписались. Многое предстоит еще сделать, естественно, еще не все технические системы введены, но, поверьте, все впереди... Мы стараемся максимально соблюсти все традиции — в том числе и морской художественной школы. У нас уникальная коллекция маринистов — 25 картин Айвазовского, 63 картины Боголюбова, а фонд изобразительного искусства вмещает 65 тысяч единиц хранения, и это я еще не все секреты рассказал!»

«Вот тут ваши сотрудники заметили, что каждый квадратный сантиметр был полит вашими потом и кровью. Где конкретно произошло кровопролитие?» на свой шутливый вопрос «Вечёрка» тут же получила шутливый ответ: «Везде! Посмотрите на меня — я сухой, симпатичный, и во мне ни одного грамма лишнего веса!» И это было правдой.


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх