Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

В Летнем саду докопались до камней

Летний сад этим летом — место археологических раскопок и строительная площадка. На знакомых дорожках лежат бетонные плиты, чтобы могли пройти тяжелые машины и при этом не повредить корни старых деревьев. В глубине аллей — строительные бытовки: в саду больше года идут работы.

Летний сад этим летом — место археологических раскопок и строительная площадка. На знакомых дорожках лежат бетонные плиты, чтобы могли пройти тяжелые машины и при этом не повредить корни старых деревьев. В глубине аллей — строительные бытовки: в саду больше года идут работы.

Как рассказал заместитель директора Государственного Русского музея по реконструкции Владимир Баженов, уже освоено 800 млн. рублей, то есть примерно 35% из выделенных до 2011 года 2,3 млрд. Хорошая новость — удалось убедить федеральные власти вернуть сильно урезанный бюджет на этот год, первоначально предполагалось что в 2010-м на реконструкцию Летнего сада поступит 550 млн., но бюджет подвергли секвестру, решив, что хватит и 250 млн. Однако позднее власти все же вняли голосу музейщиков — к октябрю — ноябрю оставшиеся 300 млн. рублей должны поступить в Петербург.


Деревья проживут дольше, чем им предназначено судьбой

Заметно, что света в саду стало больше: у 1560 деревьев (из 1817) осветлены кроны, то есть срезаны некоторые ветви. Владимир Баженов говорит, что, несмотря на суровую зиму, ни одно старое дерево по эту сторону Лебяжьей канавки не погибло от холодов. В земле видны небольшого диаметра шурфы — это подкормки деревьев, 40 тысяч подкормок буквально вбурено в землю. «Никогда в жизни в Летнем саду такого внимания к деревьям не было. Будут деревья гораздо дольше жить, нежели им предназначено было судьбой, — это точно», — утверждает Баженов. Все же из-за фитосанитарного состояния пришлось спилить 109 старых деревьев, и одно дерево было повалено грозой.


Реставраторы борются за жизнь каждого дерева.


В Германии, в питомнике Лорберг, выращиваются специально для Летнего сада шпалерные липы — они будут высажены вдоль аллей. Уже сейчас привезена небольшая партия лип, чтобы посмотреть, как они отреагируют на нашу почву и влажность.

В Летнем саду вновь забьют фонтаны

Все работы по воссозданию фонтанов ведутся под контролем КГИОП, и уже доподлинно известно, что вот этот раскоп с кирпичной кладкой и чашей — обнажившиеся из-под земли остатки фонтана «Фаворитка» будут музеефицированы. Здесь появятся стеклянный пол и купол, будет создан особый микроклимат внутри, чтобы мы могли увидеть «Фаворитку» на момент работы с ней археологов. Воссоздавать ее не будут — чтобы понять, какой была «Фаворитка» в Летнем саду, достаточно вспомнить аналогичный фонтан в Петергофе: одноструйный, четыре уточки, собачка, типичный фонтан-забава XVIII века. Пока не решен вопрос — музеефицировать или воссоздавать фонтан «Лакоста». Воссоздаются же фонтан на Царицыной площадке, второй — Гербовый, третий — «фонтан на третьей площадке», четвертый — «Пирамида». Уже виден в партере, ближе к Лебяжьей канавке, воссозданный Коронный. Будут и маленькие фонтаны в боскетах «Птичий двор» и «Крестовое гульбище», маленький фонтан в «Красном саду».


Вместо большой круглой клумбы на центральной аллее у главного входа будет воссоздан фонтан.


В прошлом году мы видели раскопки Менажерийного пруда — сейчас он практически воссоздан, будет здесь и знаменитая беседка, до которой Петр и гости добирались когда-то на ялике. Современным посетителям ялика не обещают, но беседку и птичьи домики воссоздадут по рисункам Сент-Илера.

Обнажились кирпичи Птичника-голубятни — его предполагается воссоздать по старинным рисункам, но внутри сделать музей археологии Летнего сада. Здесь будут выставлены все находки — монетки, черепки, костяные трубки.

Уже вновь построена Малая оранжерея — туда на зиму будут прятать кадковые растения, за ней создадут современный хозяйственный корпус с управлением фонтанами и необходимой начинкой. Пока еще не решена судьба Лабиринта.

На многие работы деньги придется искать самим

Что же касается знаменитых оград Летнего сада, то над решеткой Шарлеманя предстоит работать в 2011 году, а знаменитая Невская ограда тоже ждет своего часа: музею придется самому найти средства (около 120 млн. рублей) на реставрацию звеньев. Потому что в сумму госконтракта вошли только воссоздание центральных ворот и перекатка столбов.

На свои средства (около 7 млн. рублей) к осени 2011 года Русскому музею предстоит и восстанавливать лопнувшую в апреле 2008 года Порфировую вазу. Баженов уверяет, что к осени будущего года ваза займет свое место.

«Мы не можем из Летнего сада делать долгострой. Мы должны на будущий год закончить все работы по госконтракту, и будет дополнительно много работ по другим тендерам: в ходе первого года реконструкции мы поняли, что нужно еще много сделать из того, что не было предусмотрено основным проектом», — говорит заместитель директора ГРМ по реконструкции.

В Русском музее собираются бороться за то, чтобы финансирование на реставрацию в 2011 году не срезали.

Гаванец увидят посетители

К Летнему дворцу в петровское время можно было прийти пешком. А можно было прибыть водным путем — из Невы в Фонтанку, а потом в Гаванец — прямехонько к порогу дворца. Сейчас Гаванец раскапывают. Докопались уже и до паркетного каменного мощения — такого же, как перед дворцом Монплезир в Петергофе. Мы смотрим на эти камни и, как утверждает Соловьев, с полной уверенностью можем сказать: «Здесь ступала нога Петра!»

Конечно, Гаванец не будут воссоздавать так, чтобы сюда вновь пришла вода. Но теперь он уже не будет скрыт под более чем полутораметровым культурным слоем…


В Гаванце, куда в петровские времена можно было заплыть с Фонтанки, снят полутораметровый культурный слой.


У специалистов есть план Летнего сада со всеми петровскими забавами. Конечно, мы не увидим этого вновь, но очень многое в привычном нескольким поколениям тенистом саду, овеянном поэтической славой Петербурга, изменится. Прежнего не будет. От этого страшно, как перед шагом в холодную воду, когда нащупываешь дно.


Галина Артеменко, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх