Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

В мире стало темнее…

7 августа после тяжелой болезни ушла из жизни прекрасная актриса и красивая женщина Татьяна Кулиш. Сегодня ее коллеги и ученики вспоминают Татьяну Петровну.

7 августа после тяжелой болезни ушла из жизни прекрасная актриса и красивая женщина Татьяна Кулиш. Сегодня ее коллеги и ученики вспоминают Татьяну Петровну.


Татьяна Кулиш была сильным, хоть и хрупким, человеком.


Придя в Пушкинский театр в 1979 году, Татьяна Кулиш сразу стала ведущей молодой актрисой на амплуа лирической героини. В первый же сезон она сыграла Сашу в чеховском «Иванове», Настену в «Живи и помни» Распутина, Негину в «Талантах и поклонниках» Островского. В ее персонажах удивительным образом сочетались грация, природное изящество и стойкость, способность противостоять ударам судьбы. Не случайно одной из лучших ранних ее ролей стала пушкинская героиня Маша Миронова в спектакле Ростислава Горяева «Капитанская дочка» (1984). За время работы в Александринском театре Татьяна Кулиш сыграла около сорока ролей.

Со временем в репертуаре актрисы появились комедийные, острохарактерные роли. Ее последними ролями стали Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» Островского) и Шишнарфне в спектакле «Петербург» Андрея Могучего. Роль эксцентричного существа, глумливого гаера и безжалостного убийцы Шишнарфне, забирающего души героев в небытие, актриса сыграла остро, ярко, по-балаганному провокационно. Несмотря на тяжелую борьбу со страшным недугом, Татьяна Кулиш не прекращала своей театрально-педагогической работы в Школе русской драмы, в которой преподавала актерское мастерство  с 1992 года и которую возглавила в 2003 году после смерти ее основателя Игоря Горбачева. Школа русской драмы в последние годы стала главным делом ее жизни.


Последняя роль Татьяны Кулиш в спектакле «Петербург» Андрея Могучего — глумливый шут и безжалостный убийца Шишнарфне.

 

Актер Николай Буров, партнер Татьяны Кулиш по александринской сцене:

— Мы проводили человека, который был удивительно полезен театру, — Танечку Кулиш. Это была очень хрупкая, миловидная женщина, прекрасная актриса и педагог, она успела многое сделать и сыграть. Расцвет ее творчества пришелся на 70 — 80-е годы, и для меня она — неповторимая партнерша в моих любимых спектаклях «Иванов» и «Таланты и поклонники». Она сыграла очень много, но эти спектакли мне особенно дороги. Несмотря на свою хрупкость и утонченность, она была человеком с очень сильным характером, потому что только очень сильный человек может два десятилетия отдать Школе русской драмы им. Игоря Горбачева, этому трудному и одинокому делу. Она стала ректором ШРД после смерти Игоря Горбачева и все свои силы тратила на учеников, даже в ущерб своей актерской судьбе. И ученики отвечали ей любовью. Не случайно на похоронах Татьяны было так много молодых людей, и их горе было искренним. Ведь мы — пожилые люди — уже не умеем так горевать. Для них Татьяна Петровна была и матерью, и наседкой, и парашютом, и крылом — всем, что нужно студенту. Школе будет очень трудно найти замену Танечке, в наше время мало таких людей. И мне хотелось бы пожелать, чтобы в память о Татьяне Кулиш и Игоре Горбачеве такой человек нашелся и Школа русской драмы продолжила свое существование. Печаль наша светла, потому что, уходя, Татьяна не оставила ничего темного, никаких дрязг, только светлое воспоминание о прекрасной актрисе и сильном, хоть и хрупком, человеке.

Анастасия Никитина, ученица Татьяны Кулиш, актриса Театра Дождей:

— Татьяночка Петровна отличалась радостной жизненной энергией, она всегда была в хорошем настроении, очень позитивно относилась ко всему. Она была бесконечно предана Игорю Горбачеву, и мне сейчас кажется, что это он ее к себе забрал, чтобы ему сигареты прикуривать, как это бывало в жизни (сама она, кстати, не курила). Она была очень подвижной и энергичной, например, если ей не нравилось, как студент танцует, Татьяна Петровна могла сама выбежать на сцену, станцевать, иногда даже мужскую партию танго, и при этом еще напевать мелодию. Она была человеком, у которого не сходила улыбка с губ, и мне кажется, что с уходом Татьяночки Петровны в мире стало немного темнее...

Фото Олега КУТЕЙНИКОВА

↑ Наверх