Газета выходит с октября 1917 года Sunday 15 сентября 2019

В Москве и в Петербурге наградили современных художников

Определены лауреаты премии «Инновация» и Премии Сергея Курёхина

Определены лауреаты премии «Инновация» и Премии Сергея Курёхина

Современное искусство никогда не было в чести в нашей стране: его недолюбливали что власти, что народ. Нельзя сказать, что сейчас народ вдруг начал обожать радикальные эксперименты актуальных художников, но президент недавно пообещал им всяческую поддержку, в том числе и материальную.
О том, что же представляет собой современное искусство в нынешней России, можно судить по проектам, удостоенным на днях престижных премий. В Москве в центре современного искусства «Гараж» вручили «Инновацию», а буквально на следующий день в Петербурге прошла церемония вручения Премии Сергея Курёхина.
«Инновации» удостоилась арт-группа «Война» за свое произведение, напоминающее рекламный ролик о средстве от импотенции, — «Х..й в плену у ФСБ» (громадных размеров фаллос был нарисован на половине Литейного моста буквально за минуту до разводки, таким образом зрители могли видеть, как он медленно и грозно поднимается — как раз напротив знаменитого Большого дома).
Никто из группы не пришел на церемонию, хотя денежный эквивалент «Инновации» составляет примерно 400 000 рублей. Сами члены «Войны» комментируют получение премии скупо: говорят, что деньги перечислят политзаключенным и в фонд помощи бездомным детям, а настоящей инновацией считают другую свою акцию — «Курицу — в п...ду».
Глава петербургского комитета по культуре Антон Губанков, открывая церемонию вручения Премии Сергея Курёхина, не преминул высказать свое мнение о творчестве арт-группы «Война»: «Это пиарный отстой. Не верьте, это не искусство».
В ответ кто-то из сидящих в зале (потом выяснилось, что это был весьма известный петербургский художник) начал скандировать слово, присутствующее в названии удостоенного «Инновации» шедевра. Хотя, если честно, в словах Губанкова есть немалая доля истины.
По сравнению с московским жирным гламуром и новорусским шиком петербургская церемония показалась скучноватой: не было интриги. Многие художники и искусствоведы позже, обмениваясь мнениями, сошлись на том, что стиль ее напоминал 90-е годы. Не почтили своим присутствием Марат Гельман и Артемий Троицкий (который вел прошлогоднюю церемонию). Зато приехал Сергей Соловьев, как известно, друживший в свое время и с Курёиным, и с Тимуром Новиковым, и с Виктором Цоем. Сергей Александрович публично признался в своей нелюбви к актуальному искусству, сравнив его с «комсомольскими выставками соцреалистов». А принять участие в церемонии он согласился ради памяти Сергея Курёхина, которого считает гением.
В отличие от стиля церемонии выбор лауреатов не вызвал у большинства ни раздражения, ни сомнений. Кроме, пожалуй, номинации «Public art», в которой наградили проект Мани Алексеевой и Бориса Казакова «Маршрутка» (обычный желтый микроавтобус с видеоэкранами вместо стекол, транслирующих петербургские виды).
Победителем в номинации «Лучший кураторский проект» стала Катя Бочавар со своим ежегодным фестивалем «Гоголь-фест». В номинации «Лучший поэтический перформанс» наградили Наталью Першину-Якиманскую (Глюклю). В номинации «Лучшее произведение визуального искусства» отметили Максима Свищева за инсталляцию «Зал ожидания», созданную как средство борьбы с аэрофобией (на глазах у благодарных зрителей самолет, являющийся им в ночных кошмарах, бьют, сверлят, деформируют, лишая его таким образом зловещего ореола). Заметим, что эта впечатляющая видеоинсталляция была отмечена на московской церемонии премии «Инновация»: Максим получил премию французского института и известной французской авиакомпании, а также удостоился резиденции в Париже. Из-за этого художник опоздал на церемонию вручения Премии Курёхина, и вместо него на сцену вышла его мама.
Премию «Этно-Механика» получила минская группа «Гурзуф», а «Электро-Механику» — петербургский дуэт «Елочные игрушки».
Все лауреаты получили по 100 тысяч рублей и по ящику водки от спонсоров.
Что касается Гран-при, то жюри так и не смогло выбрать одного победителя — и приз (250 тыс. рублей) разделили между петербургским «Театро ди Капуа» с их панк-оперой «Медея. Эпизоды» и нижегородским арт-дуэтом «Провмыза», представившим визуально-музыкальный проект «Три струнных квартета для одного видео».

По материалам информагентств подготовил Михаил СОБОЛЕВ

↑ Наверх