Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

В Петербурге появилось «Подземное царство»

Теперь для экскурсии в Центральном музее почвоведения им. В. В. Докучаева вас снабдят фонариком. Без него вы будете как Spalax microphtalmus, или слепыш обыкновенный, — шиш чего-нибудь увидите.

Теперь для экскурсии в Центральном музее почвоведения им. В. В. Докучаева вас снабдят фонариком. Без него вы будете как Spalax microphtalmus, или слепыш обыкновенный, — шиш чего-нибудь увидите на новой (и, как сейчас принято, инновационной) экспозиции «Подземное царство».

— Так, ну я по лицам вижу, что для большинства из вас это — первое посещение нашего музея, — обвел глазами собравшихся директор музея Борис Апарин.

Собравшиеся, только что делавшие умные лица, засмущались. И есть отчего: музей — не заштатный, центральный; ему 105 лет, это было первое почвенное учреждение не только в стране — в мире; находится в центре города — на Васильевском острове, рядом с Военно-морским музеем. Вот так и понимаешь, что экологическое образование, о котором столько разговоров, как-то умудрилось тебя избежать. 

Теперь не привести чадо (дошколенка или школьника) в Музей почвоведения — довольно глупое упущение. Потому что музей обзавелся аттракционом в совершенно неприниженном смысле слова.


На самом деле подземный лаз сделан не из земли — а по технологии, применяемой для театральных декораций.

 


Раньше бы вы, придя в музей, проследовали по лестнице наверх, где собраны черноземы, красноземы, желтоземы и т. д. (вообще коллекция — более 2,5 тысячи образцов почв; в том числе почва из Антарктиды). Сейчас первым делом вы спуститесь вниз, в темноту. Осторожно, ступеньки. Фонарики дают специально такие, чтобы было видно едва-едва. В конце концов, вы под землей находитесь.

— Мы привыкли ходить по поверхности земли, ковырять ее, простите, гадить, не задумываясь, что там, под землей, мир, от которого зависит наша жизнь, — эмоционально утверждал Борис Апарин. — Более 90% биологического разнообразия на земле связано с почвой!


Создатели выставки могли бы написать: «Ни одно животное не пострадало» — даже мех на зверьках искусственный. Принципиально.

 


На ощупь, по шершавой стеночке (как бы почва в разрезе, или подземный лаз) продвигаетесь вдоль экспозиции. Там и сям в «почве» норки и норы — и пока с фонариком не заглянешь, не видишь, что тут застыла мышь, а там свернулась кольцом змейка. Это вы, значит, ползете в черноземе, под степной растительностью. А дальше — в лесных почвах — наткнетесь на лису (тоже вполне себе подземное животное) или кроликов. «Это своего рода модель многоквартирного дома, каким является почва для множества ее обитателей», — поясняют работники музея.

В потемках можно наткнуться и на телевизор. Точнее, монитор, — в режиме нон-стоп в некоторых норах демонстрируют небольшие научно-популярные фильмы и мультфильмы. После которых не то что за одного из героев, дождевого червя, переживаешь — тебе и бактерии становятся как родные.


Если не возьмете на экскурсию фонарик — уподобитесь вот этому кроту.

 


Не забудьте задрать голову — на потолке, в корнях деревьев, тоже норы. В некоторых в просвет видна трава — это вы снизу наблюдаете то, что обычно попираете.

Подземный коридор, то есть царство, — совсем небольшой, но застрять в нем можно надолго. Особенно с экскурсией (желательно не больше семи человек, чтобы места всем хватило).


Как кэрролловская Алиса, вы можете узнать — глубока ли кроличья нора.

 


Еще 10 месяцев назад это «Подземное царство» было просто хозяйственным помещением. Музей подал заявку на грант фонда Зимина «Династия» — и выиграл. 900 тысяч рублей. Фонд, созданный Дмитрием Зиминым (изначально ученым, затем бизнесменом, теперь — пенсионером),  уже четвертый год среди прочего поддерживает такие вот музейные проекты по всей России: например, в Новосибирском археологическом музее осовременили экспозицию тамошних мумий — ледяных дев и юношей; в музее на базе Петрозаводского университета помогли физикам реализовать затею с визуализацией разных физических эффектов.

Несмотря на то что в год на музейные гранты уходит в общей сложности 6 млн. рублей (сумма невелика), десяти музеям ежегодно удается, так сказать, модернизировать экспозицию.

— Главной проблемой было втиснуть все биологическое разнообразие в такое небольшое пространство, —  рассказывает директор Борис Апарин.

Все втиснуть, понятно, невозможно — но в смысле концепции все удалось; как говорят, здесь даже мультики научно обоснованны — благо музейщики работали в содружестве с кафедрой почвоведения и экологии почв Большого университета (Борис Федорович заведует этой кафедрой).


Змея, охраняющая свой будущий выводок, — не самая приятная встреча. К счастью, и змея совсем небольшая, да и живой она никогда не была — «игрушка».

 


Главный художник проекта Владимир Григ с ходу и не скажет, какой этап в обустройстве «Подземного царства» был самым трудным.  С чем было проще всего — это определиться с чучелами обитателей царства. Их тут (чучел) попросту нет.

— Для меня это было принципиально, — отмечает Владимир Григ. — На наших сделанных животных даже мех искусственный. Да ну, что бы это было — ребенок приходит в музей и видит убитых зверей?!

Музей уже подал очередную заявку на грант.

— Мы хотим показать «невидимый мир», который содержится в почве. Да и хорошо, что без микроскопа этого не видишь, — там такая страшнота! — увлеченно рассказывал Борис Апарин. — Но мы сделаем этот мир видимым.

Саша ШЕРОМОВА, фото автора      

↑ Наверх