В Петергофе забил фонтан новостроек
VIP-проекты наступают на земли вокруг музея-заповедника.
— Давно не были в Петергофе? — спросил корреспондента «Вечернего Петербурга» Владимир Кузьмин, известный местный краевед.
— Увы, давно...
И в самом деле, часто ли мы, петербуржцы, навещаем достопримечательности наших пригородов? Раз в несколько лет.
— Приедете — не узнаете, — пообещал Владимир Анатольевич.
Приехать стоило, чтобы посмотреть на достижение петербургских зодчих, выигравших в сентябре гран-при конкурса «Архитектон-2010» — ежегодного смотра всех архитектурных сил Петербурга и Северо-Запада. Гран-при в номинации «Постройки» присудили за проект гостиничного комплекса в Петергофе, выполненный мастерской «Студия 44» под руководством Никиты Явейна.
Проехать мимо этого комплекса невозможно, подсказал Владимир Анатольевич. Он поставлен через дорогу от Верхнего парка, на площади у собора Петра и Павла — церкви в русском стиле, памятника архитектуры и доминанты Петергофа.
Признаться, с первого раза найти лауреата «Архитектона-2010» корреспонденту «Вечернего Петербурга» не удалось. Вначале за достижение был принят «Самсон» — гостиница, тоже стоящая на Санкт-Петербургском проспекте и также с видом на Верхний парк. Стилизованная под ту стилизацию построек времен Петра Первого, что была сооружена в Петергофе еще в конце XIX века. Имитация старой придорожной гостиницы вышла вполне уместной и аккуратной, однако не эксклюзивной: вокруг Петергофа десятки похожих строений — элитных коттеджей.
Архитектурным же гвоздем года оказалась постройка, стоящая при соборе и закрывающая вид на Ольгин пруд. С дороги она выглядит то ли кемпингом, то ли скоплением улучшенных строительных бытовок. Несколько двухэтажных строений, обшитых коричневыми досками, с коробами мансард по крышам, крашенным тусклой зеленой краской казенного колера.
Опросы местной публики выявили, что в народе этот лауреатоносный гостиничный комплекс называют «батуринским» — в июне его торжественно открывали как детище компании «Интеко», принадлежащей супруге Юрия Лужкова. Об этой дотянувшейся до Верхнего парка «руке Москвы» в Петергофе говорят с раздражением — как о крайне бесцеремонной...
Выслушав критику выдающегося проекта, пришлось задать прохожим следующий вопрос:
— Скажите, а как мне теперь пройти на Эйхенскую улицу? К домам с 3-го по 13-й, — там площадка еще одного любопытного проекта.
— К тем домам, что будут сносить? — сразу обозначили тему петергофцы. — Идите вдоль ограды парка, затем направо... Увидите аттракционы, за ними канаву, пойдете вдоль — упретесь. Это в двух шагах от входа в Нижний парк. Интересно, что там-то теперь понастроят?
Еще одну — предстоящую — новостройку тоже активно обсуждает весь Петергоф. В июне этого года Смольный принял постановление № 738 об особом проекте «в рамках проведения работ по регенерации историко-градостроительной среды» — вблизи дворца и парка будут возведены административные здания, гостиницы, подземный паркинг, торговый комплекс и 2 — 3-этажные коттеджи.
Постройки составят некую «обособленную фешенебельную зону в едином архитектурном стиле». Ради них расселят дома-памятники местного значения — постройки первой половины XIX века. Смольный уже выступил с инициативой их исключения из Реестра культурного наследия.
— Дома эти совсем гнилые, — охотно рассказала первая встреченная жительница Эйхенской улицы, молодая женщина с детской коляской. — Горячей воды у нас нет, ванной нет. Все рушится и валится.
Объявление на стене ее дома призывало к осторожности — с крыши падают кирпичи. Эта женщина с радостью ждет расселения и переезда в другое жилье.
Не столь оптимистичный взгляд на будущее Эйхенской улицы у Петергофского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Руководитель отделения Людмила Семыкина подчеркивает, что строительство запланировано в охранной зоне парка, где оно по сути дела запрещено. Ей трудно назвать сооружение VIP-зоны «работами по регенерации историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия».
— Участок входит в буферную зону парка, — говорит и краевед Владимир Кузьмин.
Он полагает, что здесь обязаны не только сохранить уцелевшие в полутора веках постройки, но и восстановить прежние, утраченные в годы Второй мировой войны.
— Петергоф должен подчиниться парку, дворцу, в целом музею-заповеднику. У нас особая территория, которую нельзя одним росчерком пера отдавать под проекты неизвестного качества. Мы уже видели, что произошло с Соборной площадью, пространство которой фактически уничтожили этой гостиницей, — говорит Владимир Анатольевич. — Она неплоха как туристический кемпинг, но зачем было ставить ее у самого Верхнего парка?
— Если перестройка Петергофа будет идти такими темпами, через несколько лет вы его точно не узнаете, — повторяет Владимир Кузьмин.
Экспертизу Эйхенской заказывала «студия 44»
Историко-культурная экспертиза об исключении пяти зданий в Петродворцовом районе из реестра объектов культурного наследия регионального значения была выполнена мастерской «Аллегория» — по заказу архитектурной мастерской «Студия 44» Никиты Явейна.
Памятники архитектуры — казармы лейб-гвардии Конно-гренадерского полка (Эйхенская, 15-а), дом В. Ф. Кузьмина (Эйхенская, 11), дома Казина (Эйхенская, 3, Прудовая, 8) и жилой дом (Конно-Гренадерская, 7/9) расположены на территории квартала, где корпорация «Settl Group» намерена реализовать проект «За гербом». Автор проекта — вновь мастерская «Студия 44».
Вклад «Интеко»
Гостиничный комплекс «Новый Петергоф», открытый в июне 2010 года, — первый законченный проект группы компаний «Интеко» в Петербурге. Президент «Интеко» — супруга экс-мэра Москвы Елена Батурина.
Отель уровня «4 звезды» рассчитан на 150 номеров. Состоит из шести трехэтажных корпусов, подземный паркинг — на 36 машино-мест. Это уже второй отель (после гостиничного комплекса в Австрии), возведенный и действующий под патронатом группы компаний «Интеко».
«Архитектон-2010»
Лучшими новыми постройками Петербурга в 2010 году архитектурной общественностью названы:
- Гостиничный комплекс в Петергофе, «Студия 44», руководитель Никита Явейн — гран-при.
- Квартал 38. «Жемчужная премьера», ЛенНИИпроект, мастерская Николая Афошина — золотой диплом.
- Петербургский государственный театр «Буфф», мастерская Бориса Бейдера — серебряный диплом.
- Многофункциональный торгово-развлекательный центр в Санкт-Петербурге, АЛЕН, мастерская Сергея Орешкина — бронзовый диплом.
Между тем
Никто не считается с музеем-заповедником!
Позицию Государственного музея-заповедника «Петергоф» в связи со строительством комплекса «За гербом» на участке Эйхенской и Прудовой улиц «Вечернему Петербургу» изложила его директор Елена Кальницкая:
— Нас давно беспокоит состояние этой сопредельной с парковым комплексом территории. То, что там творится, иначе как караван-сараем не назовешь, стыдно перед гостями Петергофа. Я неоднократно встречалась по этому поводу с главой администрации Петродворцового района. Понимаю, что хуже, чем сейчас, быть не может. Однако и новое строительство вызывает только тревогу. Нас удивляет и расстраивает то, что никто не удосужился ознакомить музей-заповедник с проектом. Ни компания-застройщик, ни владелец земли — Петродворцовый район в лице администрации. Сколько раз я к ним ни обращалась, проект нам не показывают. Я выражаю заинтересованное желание познакомиться с этим проектом и принять участие в его обсуждении. Недопустимо, чтобы мы узнали об изменениях в прилегающей зоне музейного комплекса только по результатам начавшегося строительства!
Фото автора