Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 15 января 2025

В России «Фауста» могут не увидеть

Александр Сокуров завершает работу над грандиозным фильмом. Но на западе к картине проявляют больший интерес, чем у нас.

Режиссер Александр Сокуров завершает работу над фильмом «Фауст». Нашему корреспонденту удалось встретиться с продюсером и композитором проекта Андреем Сиглеи побеседовать об этой работе.

 

 

Ханна Шигулла — исключение из правил


— Андрей, «Фауст» вышел на «финишную прямую»?
— Можно, конечно, так сказать — съемки трехчасовой ленты с грандиозными массовыми сценами, декорациями и костюмами завершены, но остается еще очень много работы: монтаж, озвучание.
— Где проходили съемки?
— В основном в Чехии. Плюс неделя в Исландии — потрясающие по красоте места. Нас поразил высочайший профессионализм тех, с кем мы работали.
— Съемочная группа международная?
— Да, представители многих стран. Оператор — француз, Бруно Дельбоннель, работавший в Голливуде: одна из последних его работ — «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Он давно мечтал о сотрудничестве с Сокуровым, поэтому запросил гонорар много ниже положенного ему по статусу. Актеры в основном немцы. Александр Николаевич любит работать с теми, кто не примелькался на экране, но будет и звезда — Ханна Шигулла — исключение, подтверждающее правило.
— А Леонид Мозговой, своего рода талисман Сокурова?
— Мозговой участвует в небольшой роли, но узнать его будет трудно.
— Расскажите о кастинге на роль Фауста.
— На все роли в общей сложности претендовали около тысячи актеров. Выбор главного героя проходил особенно тщательно. В результате роль Фауста доверили Йоханнесу Цайлеру, известному театральному актеру, который в кино снимался мало.


Нет пророка в своем отечестве!

— Действительно весь фильм будет на немецком языке?
— Такова была изначальная установка Александра Николаевича. Он считает, что это необходимо для создания более цельного и реалистичного образа.
— Сокуров так хорошо знает немецкий?
— В этом нет особой необходимости. Сценарий Арабова и Сокурова был переведен крупным специалистом в этой области Мариной Кореневой, а общались на съемочной площадке с помощью переводчиков — их было много, поскольку, повторю, группа у нас международная. Немцы, русские, чехи, поляки, французы, англичане, канадцы, был даже монгол.
— Правда ли, что в России могут не увидеть «Фауста»?
— Вопрос в стадии обсуждения, но честно скажу, интерес к творчеству Сокурова за рубежом значительно превышает имеющийся у нас. Там с нетерпением ждут каждую работу мастера, а в России многие относятся к нему, мягко говоря, прохладно. Нет пророка в своем Отечестве! Возникает законный вопрос: имеет ли смысл копья ломать?
— Конечно, имеет смысл! Ведь у Сокурова на родине масса поклонников...
— Я ему то же самое говорю, но, как продюсер, понимаю: показать «Фауста» практически негде — Дом кино в Питере да «Ролан» в Москве. В остальных залах идут сплошные боевики и комедии. Людей просто не затащить на серьезное кино. Искусство полностью коммерциализировалось, думать в кинозале не желает никто. А ведь совсем недавно мы были самой читающей страной мира, а фильмы Тарковского собирали у нас аншлаги.

Художнику нельзя давать советы


— Так что же делать?
— Необходима государственная программа. Как раньше стояла задача достичь  стопроцентной грамотности, так сейчас надо приучать людей к настоящему искусству, истинным ценностям.
— Вот и получается: нельзя опускать руки, бороться надо...
— Боремся, как можем.
— Но ведь даже поклонники Сокурова предлагали, например, «Александру» немного подкорректировать, придумать какую-то историю отношений бабушки и внука...
— Художнику нельзя советы давать. Он этот фильм видел именно таким. Если что-то менять, то уже не Сокуров получится, а кто-то другой. Ценность мастера — в его собственном творческом почерке, индивидуальности.
— А на международных фестивалях понимают Сокурова?
— Нас зовут — пожалуйста, приезжайте. А мы вроде как уже и не хотим — ведь там тоже главенствует коммерция. Пускай молодые посоревнуются друг с другом, а мэтры имеют право на самовыражение — судья им только время.

Беседовал Евгений Никифоров

 

Картина «Фауст» завершает кинотетралогию, в которую сам автор включил фильмы «Молох», «Телец» и «Солнце».
Фауста играет немецкий актер Йоханнес Цайлер, ростовщика — основатель питерского Театра «Дерево» Антон Адасинский, жену ростовщика — звезда фильмов Фассбиндера Ханна Шигулла, Маргариту — родившаяся в Сургуте и выросшая в Германии Изольда Дюшаук.

↑ Наверх