Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 5 ноября 2024

В стены Дома творчества вернулись жизнь и поэзия

В начале сентября мы рассказали о судьбе Дома творчества писателей в Комарово, который уже несколько лет стоял заброшенным, неотапливаемым и разрушался на глазах. На днях нас снова пригласили в Комарово на субботник, а заодно предложили посмотреть, как преобразился писательский дом.

В начале сентября мы рассказали о судьбе Дома творчества писателей в Комарово, который уже несколько лет стоял заброшенным, неотапливаемым и разрушался на глазах. Тогда мы обратили внимание: хотя с июня, когда мы впервые посетили это культовое место советской литературы, ремонт дома значительно продвинулся, проблем оставалось много, и главной из них была проблема с отоплением. Еще одну холодную зиму дом мог не пережить. На днях нас снова пригласили в Комарово на субботник, а заодно предложили посмотреть, как преобразился писательский дом.

Писатели здесь жить будут!

Возле крыльца административного корпуса мы встретили группу писателей, приехавших, как и мы, на добровольных началах поработать на благо Дома творчества. Накануне администрация дома закупила грабли и лопаты, чтобы всем дружно убирать территорию, но шел сильный дождь, и грабли, новенькие и блестящие, остались стоять в углу. Директор Иван Николаевич Овинцев провел гостей по территории, которая когда-то напоминала джунгли, а теперь уже могла бы с натяжкой называться парком: с июня непроходимые заросли были вырублены, и обозначились аллейки, дорожки и все еще зеленые лужайки.

 

Петербургские писатели и корреспондент «Вечёрки» по достоинству оценили отремонтированный дом.

 

 


Потом мы проинспектировали основной корпус, прошлись по номерам и не поверили своим глазам: в июне комнаты напоминали помойку, в августе — строительную площадку, а сейчас это были чистенькие и уютные номера, пригодные для житья. Забегая вперед, скажу, что благодаря гостеприимству хозяев нам первым довелось переночевать в возрождающемся доме и все остались довольны своими номерами, никто не замерз, несмотря на то что ночью неожиданно выпал снег. А поэтессам Валентине Лелиной и Нине Савченко выпало переночевать в ахматовском номере, в котором теперь существуют удобства, о которых Анна Андреевна и не мечтала.

Место для работы писатели выбрали сами: в читальном зале мы обнаружили книги, которые прежние хозяева хранили в морозильной камере, теперь их оттуда извлекли, и они, заскорузлые, заплесневелые и раздувшиеся, лежали на полках. Писательские сердца не смогли выдержать такого грустного зрелища — и все тут же взялись за спасение книг. Мы доставали перевязанные веревками пачки, освобождали их от пут, и каждую книгу добросовестно мыли, терли влажными тряпочками переплеты, смывая плесень и грязь, а потом сушили, раскладывая на столах. Зачастую под слоем плесени невозможно было понять, что это за книга, а отмыв бедняжку, делали потрясающие открытия, например был найден сборник стихов Блока 1932 года издания. Попадалось немало книг с автографами авторов, и вообще библиотека оказалась обширной и прекрасно подобранной — неясно, почему у прежних хозяев эти книги впали в немилость и были списаны.

 

Уборщица Кира Георгиевна, не отрываясь от мытья полок, читала наизусть «Реквием».

 

 


Помогала писателям спасать книги замечательная уборщица Кира Георгиевна. Как рассказал нам директор, устраиваясь на работу, она задала только один вопрос: «А писатели здесь жить будут?» — и, получив утвердительный ответ, начала добросовестно работать, ожидая их приезда.

Поэты, разумеется, не только спасали книги, но и читали стихи — свои и чужие. Всех заткнула за пояс Кира Георгиевна, которая, не отрываясь от мытья полок, читала нам наизусть «Реквием» Ахматовой и Юлию Друнину.

 

Ахматовой такие удобства и не снились. И Пушкину — тоже.

 

 


А вечером в писательской столовой спонтанно организовался вечер поэзии. Рассевшись в круг «у камина», который заменил электрический обогреватель, поэты Олег Левитан, Валентина Лелина, Нина Савченко и Валерий Земских читали свои стихи. Должно быть, полвека назад, когда здесь жила Ахматова, в этой столовой проходили такие же вечера и за окнами так же шумели комаровские сосны...

Столько лет все били в набат, что писательский дом в Комарове умер, но мы стали свидетелями того, как в его стены вернулись жизнь и поэзия.

Объект номер один для Литфонда

— За тот период, что вы здесь не были, у нас произошли большие изменения, — рассказал нам директор Дома творчества Иван ОВИНЦЕВ. — Самое главное — появилась уверенность в том, что Литфонд имеет серьезные намерения восстановить и преобразовать Дом творчества. По-видимому, это связано с тем, что закончилась борьба «литературных генералов», и, по моим сведениям, она закончилась победой Ивана Переверзина. Теперь у него прочные позиции, и это позволяет ему твердо обещать нам определенное финансирование. Он заверил меня в том, что Комарово является объектом номер один для Литературного фонда. И действительно, в августе и сентябре пошли финансовые потоки, благодаря которым мы смогли продвинуться с ремонтом дома.

— Иван Николаевич, как вы думаете, когда дом сможет открыться для посетителей?

— Мы планируем открытие в ноябре. Так получилось, что в ноябре отмечается 150-летие с момента образования Литфонда (8 ноября. — Прим. ред.), и было принято решение отпраздновать эту дату в Доме творчества в Комарове, и я этому очень рад. Ведь нельзя переписать историю, и Литфонд когда-то был славной и могущественной организацией, которая помогала писателям, тем самым развивала литературный процесс. С девяностых годов двадцатого столетия у Литфонда был сложный период, и это было связано с тем, что изменилась страна и все некоммерческие организации, к которым принадлежал и Литературный фонд, потерпели крах. Мы были свидетелями того, что Дом творчества писателей в Комарове — эта жемчужина Карельского перешейка — постепенно разрушался. И то, что в канун 150-летия Литфонда мы возрождаемся, внушает большие надежды и оптимизм. 

— А что уже сделано с августа? Появилось ли отопление?

— Почти все лето мы затыкали дыры и задраивали течи, а сейчас у нас открываются перспективы не только латать, но и воссоздавать прежние роскошные интерьеры и реформировать Дом творчества согласно современным требованиям. Да, отопление мы уже пустили и дом просушен, сейчас мы делаем ремонт кухни и в ближайшее время сможем сформировать коллектив кухни, так что будем кормить наших визитеров. Как только откроемся, будем приглашать жильцов, хотя, естественно, это не будут шикарные апартаменты, но в этих номерах можно жить и творить.

— Вы пригласили сегодня писателей на субботник...

— И их приезд показывает, что писателям Санкт-Петербурга не безразлична судьба своего дома. Они приехали, чтобы немного помочь нам приводить его в порядок. Нам было важно, чтобы писатели встретились здесь и поняли, что этот Дом творчества — их дом.

Фото автора

↑ Наверх