Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

В Тихвине строят дома для тольяттинцев

На прошлой неделе Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) сообщило о выделении 50 млн. рублей на реализацию пилотного проекта «Переезд». Эти средства отпущены на опытное, тестовое переселение жителей из регионов со сложной экономической ситуацией, в первую очередь из волжского города Тольятти, в город Тихвин Ленинградской области, для трудоустройства на Тихвинском вагоностроительном заводе.

Продукт «Переезд»

На прошлой неделе Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) сообщило о выделении 50 млн. рублей на реализацию пилотного проекта «Переезд». Эти средства отпущены на опытное, тестовое переселение жителей из регионов со сложной экономической ситуацией, в первую очередь из волжского города Тольятти, в город Тихвин Ленинградской области, для трудоустройства на Тихвинском вагоностроительном заводе. Переселить планируется до полутысячи семей. Протестировав проект, агентство намерено предложить ипотечный продукт «Переезд» всем проблемным регионам России.

Наследие «оборонки»

Предприятие, на которое приглашают автовазовцев, — это переформатированные остатки знаменитого ленинградского Кировского завода. В советское время в Тихвине размещался его филиал — машиностроительный завод «Трансмаш», на котором трудились до 20 тысяч человек, треть населения райцентра. «Трансмаш», как и Кировский завод, работал на оборонную промышленность.

Сейчас на базе бывшего оборонного предприятия строится Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ). Владелец ТВСЗ — группа компаний ИСТ, оперирующая в различных отраслях: от горнодобычи и судостроения до банковского дела и недвижимости. Так, в Петербурге ИСТ известен строительством трех фрегатов для ВМС Индии на Балтийском заводе, сооружением жилых домов в разных частях города и офисного центра на Невском.


Не далее как на прошлой неделе губернатор Ленинградской области причислил Тихвин к категории депрессивных муниципальных образований.


Стадия — обсуждение


Как сообщили «Вечернему Петербургу» в пресс-службе группы компаний ИСТ, они строят крупнейшее в стране вагоностроительное предприятие с использованием самых современных технологий производства. Общая планируемая численность сотрудников планируемого к запуску в начале 2011 года вагонного предприятия составляет 3 500 человек. Приоритетным является привлечение кадров из близлежащих городов северо-западного региона. В рамках общей стратегии набора и подготовки персонала предприятие готово трудоустроить около 2/3 персонала из числа местных кадров, включая близлежащие города Ленинградской области (Пикалево, Бокситогорск). В то же время порядка 1/3 от численности персонала планируется привлечь из других регионов. Это, прежде всего, высококвалифицированные работники по узким направлениям специальностей, например в литейном, покрасочном и сборочном производствах, операторы автоматических и роботизированных линий. Сотрудники «АвтоВАЗа» привлекательны  ИСТу тем, что являются профильными специалистами, обладающими отраслевым опытом работы, в частности, на зарубежных линиях  сборочных, покрасочных и других производств, которые будут установлены на Тихвинском вагоностроительном заводе.

На сегодня договоренности между ТВСЗ, АвтоВАЗом и АИЖК не заключено, переговоры ведутся и, не исключено, что такое соглашение будет подписано в ближайшее время.

Для рабочих будущего завода группа ИСТ строит жилье в трех микрорайонах Тихвина общей площадью 170 тыс кв .м. – более 2 500 квартир в комфортабельных монолитных домах. Первые дома будут готовы к заселению в четвертом квартале 2010 года.

Продажа квартир по программе АРИЖК может быть начата уже в конце года. Предварительно новый сотрудник должен будет успешно пройти испытательный срок (3 месяца), после чего между предприятием и сотрудником будет заключено соглашение, гарантирующее заводу то, что сотрудник проработает минимум 5-10 лет, а сотруднику – что он получит квартиру в собственность. Квартиры будут продаваться по себестоимости строительства – вне зависимости от потенциального роста их рыночной стоимости.

«Бросить свои гаражи и огороды?!»

В Тольятти о проекте имеют пока самые приблизительные представления. Мэрия города еще только запросила у тихвинцев перечень вакансий.

Николай Карагин, председатель местного профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, в который входят автовазовцы, сообщил «Вечернему Петербургу», что они пока не располагают конкретной информацией — еще только сделали запросы в вовлеченные в проект организации. Однозначно сказать, согласятся ли люди поехать в Тихвин, он не в состоянии:

— Конечно, если их ничего не держит, для них это может быть привлекательно, — размышляет Николай Михайлович. — А если здесь жилье, дачи, гаражи, они не сорвутся с места.

В Тольятти  более 17 тысяч безработных, но среди них, официально таковыми  зарегистрированных, работников «АвтоВАЗа» нет:

— Избыточная численность переведена на два дочерних предприятия с федеральным финансированием. Когда преодолеем трудности и выйдем на докризисный вариант с выпуском миллиона автомобилей в год, они вернутся на основное предприятие, — так поясняет профсоюзный лидер проблемы и перспективы «АвтоВАЗа».

Николай Карагин полагает, что реноме Тольятти как безнадежного моногорода сильно гипертрофировано, что рабочие места при необходимости найдутся на других предприятиях города и что в целом тольяттинцы не бедствуют:

— 60 тысяч семей автовазовцев имеют дачные участки, выделенные заводом. Еще 2100 участков даны работникам под индивидуальное жилищное строительство. У людей квартиры, капитальные гаражи с обогревом, при них погреба, где хранят дачные урожаи. Вы знаете, что у нас в городе большое количество гаражных кооперативов?

Да, про 700-тысячный город Тольятти с его несколькими университетами, филиалами столичных вузов, с десятком театров, с несколькими музеями, храмами и мечетью, наверное, не очень хорошо знают не только в 70-тысячном Тихвине с его двумя колледжами и речкой Тихвинкой, но и на берегах Невы. Зато о нас на Волге наслышаны…

— Жена недавно из Питера приехала, рассказывала, что у вас творится, — сердечно посочувствовал корреспонденту «Вечернего Петербурга» Николай Михайлович. — На тротуарах тропки протоптаны для прохода одного прохожего, а дороги расчищены только для проезда одной машины! 

Мол, это надо же город до такого состояния довести, выразился профсоюзный лидер и пожелал всем нам хорошей погоды без снегопадов.

Депрессивный статус

Параллельно выпуску в свет пилотного проекта «Переезд» в нашем городе тоже кое-что происходило. 25 января губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков (правительство Ленобласти расположено в Петербурге) подписал постановление об утверждении перечня городских и сельских поселений, отнесенных в 2010 году к категории депрессивных муниципальных образований. В список наряду с ожидаемым Пикалевом попали как глухие медвежьи углы области, так и город Тихвин, известный в стране преимущественно тем, что здесь родился композитор Римский-Корсаков, а также расположен Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, главной реликвией которого является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.

Численность работающих в Тихвине — 36,2 тысячи человек. На учете в Центре занятости населения на 01.10.2009 г. состояли 1317 человек.

Охота к перемене мест

А был бы Тихвин даже процветающим городом, нашлись бы желающие переехать сюда ради нового места работы? Этот вопрос следовало задавать еще до запуска проекта «Переезд» — о мобильности рабочей силы в России вообще.

— Однако у нас подобных исследований нет, — компетентно сообщила «Вечернему Петербургу» старший научный сотрудник Социологического института Российской академии наук, известный петербургский социолог Татьяна Протасенко.

Татьяна Протасенко говорит, что все исследования по миграции рабочей силы закончились с советскими временами, в которые они при постоянном перемещении масс на великие стройки века были действительно актуальны. Теперь подобные политические решения принимаются без социологического сопровождения, без аналитики…

— А между тем, — полагает Татьяна Захаровна, — наши люди категорически не готовы менять место жительства ради работы. Им даже район в пределах города и то трудно поменять! Мобильна, готова к переменам только молодежь до 30 лет, которой нечего терять, — практически вторит социолог профсоюзному лидеру тольяттинцев. — А после тридцати, после сорока лет жилье становится важнее работы. Люди всю жизнь положили на получение жилья, поэтому они готовы перетерпеть трудности с работой, но с насиженного места не тронутся.

Зрелый возраст — те самые квалифицированные кадры, привлекательные для работодателей, — как раз и является не самым большим охотником к перемене мест. Кстати, это наблюдение было подтверждено и летним опытом Пикалева. Когда петербургские фирмы в порыве человеческого сочувствия к жителям депрессивной территории стали предлагать у себя рабочие места — желающих переехать в Питер не нашлось. Даже на короткое время трудностей, исчерпанных с прибытием на вертолете в Пикалево премьера Путина.

Ждать чуда — это более в русском менталитете, чем искать самостоятельный и нестандартный выход из кризисной ситуации.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх