Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

В тот день, когда окончилась война…

До 30 мая Русский музей приглашает в Корпус Бенуа на выставку «День Победы!», посвященную 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставка занимает всего один зал — шестьдесят экспонатов. Конечно, произведений на военную тему в собрании Русского музея гораздо больше. Почему отобраны именно эти, о чем с нами хотят «поговорить»?

До 30 мая Русский музей приглашает в Корпус Бенуа на выставку «День Победы!», посвященную 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Выставка занимает всего один зал — шестьдесят экспонатов. Конечно, произведений на военную тему в собрании Русского музея гораздо больше. Почему отобраны именно эти, о чем с нами хотят «поговорить»?

От помпезных послевоенных панно «Победа» и «Мир» Евгения Лансере (этот, на современный взгляд — карикатурный, образец сталинского ампира украшает Казанский вокзал в Москве; в Русском музее — гигантские эскизы) — через эпоху 1960 — 1980-х, когда обращение к военной теме было чуть ли не единственной возможностью средствами искусства говорить о серьезном, страшном, неоднозначном, — к ироничному «Маршалу Жукову — победителю» Константина Симуна. Обходя фигуру маршала, мы открываем в ней все новые смыслы. Первое впечатление — кентавр: намек на то, что Жуков принимал на белом коне Парад Победы. Подойдя ближе, зритель обнаруживает, что сидит маршал не на лошади, а на… огромном топоре: «Сколько он пролил крови солдатской…» Зайдя с другой стороны, понимаешь, что «голова лошади» — это передняя часть паровоза с пятиконечной звездой; подойдя еще ближе, видишь, что «паровоз» к тому же украшает миниатюрная головка «бронзового генералиссимуса».


К. Симун. Маршал Жуков — победитель. 1995.


В. Сидоров. Колокол. Тишина. 1975.


В. Рыбалко. Блокада. 41-й год. 1985.

 

Понятно, что смысл выставки — в попытке показать особенности трактовки военной темы в разные десятилетия. Как сказал на церемонии открытия куратор выставки известный искусствовед Анатолий Дмитренко: «Эта тема никогда из искусства не уходила, она не придуманная, она внутренняя. Между правдой истории и художественной правдой нет противоречия».

В основном выставленные произведения — 1960 — 1980-х годов. Тема войны в те времена была востребована не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, кино. Кинематографичны картины Виктора Иванова «Семья. 1945 год», «Победа» и «Ветераны» Евсея Моисеенко, «Следы войны» и «Старые раны» Гелия Коржева. Это своеобразные «кадры»: мгновение говорит само за себя. А «Мать солдата» Валерия Ватенина или «Колокол. Тишина» Валентина Сидорова смотрятся как иллюстрации к финальной части какой-нибудь военной повести или романа…

Самые поздние произведения датированы концом 1980-х. Хотя мы продолжаем помнить войну, сейчас все труднее и труднее становится создать о войне пронзительное и честное произведение изобразительного искусства, которое не было бы перепевом чего-то, бывшего раньше. И об этом тоже стоит задуматься на выставке в Корпусе Бенуа.

Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото автора

↑ Наверх