Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Валентин Гафт: Это грустный фильм

В кинотеатре «Аврора» показали фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (см. «ВП» за 18 января), который лежал на полке 17 лет и вот наконец прорвался к публике. А на следующий день продюсер, режиссер и актеры встретились с журналистами

Фильм, который многие видели в пиратской версии плохого качества, на большом экране смотрится совсем по-другому. Хотя и эта версия, показанная журналистам, еще будет дошлифовываться.
Юрий Кара сравнил пленку, пролежавшую где-то на складе 17 лет, со старой иконой — потемневшей, поцарапанной, но подлинной.
Все это можно отреставрировать, технически усовершенствовать.  А то, что в фильме почти нет модных нынче спецэффектов и компьютерной графики, режиссера даже радует: «Компьютерная графика тогда делала первые шаги. Фильмы тех лет со спец-эффектами сегодня, в эпоху «Аватара», смотрятся смешно. Мы же пошли за автором. Роман написан в 30-е годы, и чудеса, описываемые Булгаковым, характерны для того времени. Они, быть может, несколько наивны, но проживут долго!»
Гордится же режиссер тем, что ему удалось сохранить многослойность романа: «В югославской версии, как известно, взята только московская линия романа, в польской — евангельская. Мы же постарались соединить весь материал, все темы, все линии в большом киноромане. И к тексту отнеслись очень бережно». Именно это когда-то привлекло Альфреда Шнитке, согласившегося написать музыку к фильму. В результате в фильме звучит замечательная музыка — и оригинальная музыка Шнитке, и обработанные им произведения Вагнера, Равеля.
Темой Воланда он сделал особую обработку «Болеро», которую сам же назвал дьявольской.
Еще одна особенность фильма — действие происходит в тех же самых местах, которые описаны в романе: «Подвальчик мастера снимали в том подвале, который описан у Булгакова. Маргарита отправляется в ночной полет из окна того самого особняка на Остоженке в неоготическом стиле, о котором писал Михаил Афанасьевич».
Декорации Древней Иудеи были построены в Крыму, в Судакской крепости, потому что денег на съемки в Израиле было недостаточно.
Если по поводу исполнителя роли Воланда у режиссера сомнений не было — Гафт! (он играл у Юрия Кары трижды — в «Ворах в законе», в «Пирах Валтасара» и в «Мастере») — то Маргариту пришлось поискать. Многие актрисы мечтали заполучить эту роль — Елена Майорова, Анна Самохина… И поначалу Юрий Кара склонялся к Майоровой. И все же решил снимать Анастасию Вертинскую, потому что нужна была «кровь», «порода».
Увы, Вертинская на премьеру не приехала.
Валентин Гафт до Петербурга добрался, в общении с журналистами был доброжелателен, но выглядел усталым и категорически отказался от эксклюзивных интервью. Однако он охотно подыгрывал Александру Филиппенко, который постоянно шутил и обращался к нему не иначе, как «мессир».
Валентин Гафт и сам вчера смотрел фильм вместе со зрителями и сделал вывод: «Мне показалось, что за 17 лет картина приобрела одно очень важное качество. Она грустная. И это хорошо. Потому что человеку всегда есть о чем погрустить!»
По словам актера, он рад, что премьера состоялась именно в Петербурге: «И поверьте мне, я говорю это не просто из вежливости! Я очень люблю Петербург, и у вас — лица другие, вам больше доверяешь!»
Кто-то сказал, что этот фильм — последний, в котором сыграли великие актеры. Услышав эту реплику, Гафт усмехнулся и заметил, что ему всегда неловко слышать о себе такое: «Когда мне говорят, вы хорошо играете, я отвечаю, что играл Шаляпин, а мы изображаем».
Фильм выйдет на широкий экран уже в марте.

Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх