Валентина Матвиенко: «У нас нет условий, чтобы отменить ценз оседлости»
Губернатор Петербурга считает, что любое другое решение ухудшит качество жизни горожан.
Губернатор Валентина Матвиенко взяла за правило встречаться с прессой как минимум два раза в год. И вот вчера в Световом зале Смольного на традиционной пресс-конференции, которую вела новый пресс-секретарь Евгения Альтфельд, были заданы и традиционные вопросы: о транспорте, спорте, «Охта центре»… «Вечёрку» же традиционно интересовали проблемы ветеранов войны. Мы спросили у губернатора, есть ли какие-то подвижки в решении вопроса о цензе оседлости для ветеранов, могут ли эти заслуженные люди, прожив в Петербурге не 10, а 5 — 8 лет, получить жилье по президентской программе?
— Вы знаете, что Петербург выполнил все свои обязательства по предоставлению квартир ветеранам войны по президентскому указу, — сказала Валентина Ивановна. — 7345 квартир получили наши ветераны, а это 26% от общероссийского показателя, то есть 26% от всех квартир, которые были предоставлены ветеранам в России. Вы также знаете, что в Петербурге инициировали изменения в указы президента — о расширении площади, предоставляемой ветеранам, и о продлении сроков бесплатной приватизации до 1 июля 2012 года… После установленного указом президента срока у нас встали на очередь 2505 ветеранов. Практически все они получили квартиры. Оставшиеся 118 получат их до конца этого года. Что касается ценза оседлости, то он был придуман не нами, он был принят в 60-е годы и не в связи с ветеранами, а чтобы остановить «вселенское переселение» в Москву и Петербург. Потому что инфраструктура наших городов не рассчитана на такое количество граждан. Этот ценз оседлости был своего рода дамбой для притока количества людей, которое город не мог переварить, потому что это не только жилье, это еще и социальная инфраструктура… Поэтому и Москва, и Петербург были ограждены от этого специальными решениями. Если снять ценз оседлости (я не говорю сейчас о ветеранах — о каждом мы максимально позаботимся), то мы откроем шлюзы для всех остальных категорий. И представьте, что будет происходить с городом! Все же понимают, что в отличие от других регионов в Петербурге дают жилье. Но у нас ведь есть и другие категории — инвалиды, многодетные матери, коренные петербуржцы, которые ждут жилье по 20 лет… У нас есть проблема коммунальных квартир. Поэтому я противник популистских решений, я за то, чтобы каждое решение было взвешенным, экономически обоснованным, за него надо нести ответственность. Пока, я считаю, у нас нет условий, чтобы отменить ценз оседлости и вернуться к теме «вселенского переселения». Город не справится с большим дополнительным количеством жителей, и тем самым мы ухудшим условия проживания петербуржцев.
— Валентина Ивановна, ответьте, пожалуйста, вы за кого — за Владимира Путина или за Дмитрия Медведева?
— Мне неприятна сама постановка этого вопроса! Ну не надо искать кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет — ни белой, ни черной, ни рыжей… Мне комфортно работать и с Дмитрием Анатольевичем, и с Владимиром Владимировичем… Потому что и один и другой — наши земляки, и один и другой прекрасно знают наш город и его проблемы — что хорошо делается, а что плохо. И один и другой болеют за него, оказывают большую поддержку… И я им очень благодарна. Думаю, что петербуржцы ценят, как много сделано для Петербурга в последние годы: что Петербург ушел от города с областной судьбой, получил федеральный статус… Из города ушло уныние, он поднялся, развивается… И в этом огромная заслуга и президента, и председателя правительства…
— Расскажите, пожалуйста, как будет строиться социальная политика на будущий год?
— Все эти годы мы выстраиваем систему поддержки социальной помощи тем, кто в этом нуждается… В кризисный 2009 год мы ни на йоту не уменьшили наши социальные обязательства. Более того, мы их проиндексировали на уровне инфляции… Зарплату бюджетникам мы увеличили на 22%, чтобы минимизировать кризисные последствия. Начали активно внедрять новые формы поддержки пожилых людей — 1500 ветеранов пользуются услугами «тревожной кнопки», популярна служба социального такси… Мы продолжаем строить социальные дома — может быть, надо поменять им название, потому что они ассоциируются с домами престарелых. На самом деле это обычные комфортные дома с отдельными квартирами. Мы построили уже 17 таких домов, только в этом году ввели три… Не зная условий, вначале люди отказываются от квартир, а потом смотрят и соглашаются. Все больше и больше пожилых людей учатся работать с Интернетом, с компьютерами в досуговых центрах... Что касается надбавок бюджетникам, то могу сказать, что не должно быть надбавок Иванова, Петрова, Сидорова... Надбавки даются не из кармана конкретного губернатора, они вводятся за счет бюджета того или иного региона… У нас тоже были губернаторские надбавки, когда я шла на губернаторские выборы. И я объясняла людям, что отменю всем надбавки, потому что не хочу, чтобы бюджетники каждый раз перед выборами волновались — придет добрый или недобрый губернатор, оставит он им надбавки или нет… Бюджетники — это не подданные губернатора, и право на получение надбавок должно быть гарантировано городским законом. И мы разработали единую отраслевую систему оплаты труда и ввели гарантированную, не зависящую от воли какого-либо руководителя зарплату бюджетникам.
— Все видят, в какой вы отличной, спортивной форме, как вам удается ее поддерживать?
— Я считаю, что ссылки на нехватку времени — это попытка оправдать свою леность. Любой человек, как бы он ни был занят, может и обязан найти время для занятий физкультурой, спортом, гимнастикой… Что мешает пораньше утром встать на полчаса, сделать гимнастику и принять контрастный душ? Поверьте, я тоже очень занятой человек — и все равно выкраиваю время, даже если прихожу домой в полдвенадцатого, полчаса гуляю… А в воскресенье — обязательно велосипед, теннис. Раз в неделю хожу в тренажерный зал, хотя мне тоже хочется иногда посидеть и посмотреть какой-нибудь фильм на кассете… Но я делаю это, за что потом себя благодарю. Вчера я была у Вадима Альбертовича Тюльпанова — он приболел, я его проведывала, провела целый воспитательный час, и он пообещал мне, что с понедельника начнет новую жизнь. А своим подчиненным часто говорю: кому нужны больные вице-губернаторы и больные председатели комитетов? А еще я себе поставила задачу: если не будет аномальных морозов, хочу попробовать моржевание. В Крещение постараюсь обязательно окунуться в прорубь.
— Сейчас много технических новинок… В каких вы отношениях с Интернетом?
— Я подсела на iPod — это очень удобно, можно пробежаться по ленте новостей, зайти в блоги, узнать все, что вы пишете. И я там узнаю много нового… Что-то беру себе на заметку… Но многие блогеры пишут свои комментарии в пять часов утра. И меня поражает их абсолютная неинформированность. Одни пишут, что у нас закрываются детские сады, а у нас они открываются, их строят… Меня также поражает их грубая лексика, отсутствие культуры, часто прослеживается площадная брань. Конечно, в Интернете можно все, что угодно, но когда нападают на одно и то же лицо и нет возможности им ответить… Я не против критики, речь не идет о цензуре, но должна быть ответственность у пользователей. А в целом это очень полезная штука, и я с удовольствием этим пользуюсь и знаю, о чем вы пишете с самого утра…
— Как будет застраиваться центр Петербурга?
— Считаю, что исторический центр не надо застраивать, — это моя принципиальная позиция. Власть сама пошла на самоограничение — мы разработали Генплан, Правила землепользования и застройки, закон об охранных зонах. И в историческом центре запрещено какое-либо новое строительство, только на месте утраченного здания. Наш центр так замечательно застроен нашими предшественниками, это уникальный ансамбль, и, наверное, еще не скоро кто-либо сможет повторить эту уникальную застройку. Это правильно, что в городе состояние исторического центра обсуждается, каждый высказывает свою точку зрения и помогает власти вырабатывать правила действия… Я лишь против того, чтобы эта важная, чувствительная тема для города использовалась в политических целях, чтобы превращалась в политиканство, чтобы те, кто выступает на митингах, лукавили, говоря, что нынешняя власть сносит кварталы в историческом центре… Надо, конечно, подавать в суд, но мне жалко времени на это.
Фото Натальи ЧАЙКИ