Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Валерий Ивченко: Главное — разбираться со своей совестью

Сегодня актер АБДТ имени г. А. Товстоногова народный артист России отмечает 70-летие. К солидной дате Валерий Ивченко пришел в такой творческой форме, которой позавидует всякий актер любого возраста.

К солидной дате Валерий Ивченко пришел в такой творческой форме, которой позавидует всякий актер любого возраста. На Ивченко держится репертуар нынешнего БДТ, более того, во многом его заслуга — что театр этот, переживающий сложные времена, имеет художественные идеалы. Герои Ивченко — будь то старик Аким из «Власти тьмы» или державный властелин Филипп II Испанский, хемингуэевский рыбак, схватившийся со стихией, или оперный певец в доме престарелых — имеют тот объем, масштаб и ту внутреннюю наполненность, что свидетельствуют о выдающемся мастерстве. Иными словами, о таланте, помноженном на каждодневный труд артиста, который чувствует личную ответственность перед зрителем за каждый свой выход на сцену.

Положение Олега Борисова

— Валерий Михайлович, помню, ходила такая театральная легенда. В начале 80-х в Ленинграде гастролировал киевский Театр имени Ивана Франко. Узнав, что на спектакль «Дядя Ваня», где вы играли Астрова, собирается Георгий Товстоногов, труппа театра выстроилась перед ним в ряд и буквально скандировала: «Георгий Александрович, не забирайте Ивченко». Товстоногов фыркнул: мол, что за амбиции, БДТ тогда был лучшим театром страны. Но, посмотрев «Дядю Ваню», подошел к вам и сделал то самое предложение. Было такое?

— Нет, все, конечно, случилось несколько иначе. Георгий Александрович действительно был на «Дяде Ване», и тогда никакая труппа перед ним не выстраивалась и ко мне он не подходил. Но спустя полгода мне позвонил Миша Резникович, который ставил спектакль в Ленинграде, и сказал, что Георгий Александрович хочет со мной встретиться. Я прилетел, мы встретились, и Георгий Александрович сказал, что у него есть вакансия в мужском составе труппы и он меня приглашает занять, как он выразился, положение Олега Борисова. Затем, уже летом, Товстоногов приехал в Киев с Нателой Александровной и Евгением Алексеевичем Лебедевым — и они пришли на спектакль «Моя профессия — синьор из высшего общества». И вот тогда к Георгию Александровичу — он мне сам об этом рассказывал — приходили и просили не забирать Ивченко.

 

Поздравляем Валерия Михайловича с юбилеем, желаем здоровья, радости, много новых прекрасных ролей!


— Товстоногов сразу сделал какие-то конкретные предложения?

— Еще в 1983 году мы говорили о том, что моим дебютом в БДТ будет Сатин в спектакле «На дне» по пьесе Горького. Но получилось так, что Сатина я сыграл только в 1987-м, а дебютом стал Тарелкин. Он получился скоропалительным, неожиданным, удивительным.

Тарелкин был для меня чем-то абсолютно новым. И главное, родился он невероятно быстро: 28-го, по-моему, ноября меня срочно вызвали из Киева, где я еще доигрывал спектакли, а уже 30 декабря была премьера «Смерти Тарелкина». Вот такой удивительный и счастливый для меня случай.

На программке, которую Георгий Александрович подарил мне после премьеры, он кроме поздравлений написал цитату из роли: «Вот вам сила и случай». Судьба артиста — это ведь цепь случайностей. Но сила актера в том, что он должен быть готов встретить такой случай во всеоружии. Я это называю вдохновением, когда помощь идет оттуда, откуда не ждешь. Так было у меня с «Борисом Годуновым». Пушкин — не просто мой любимый поэт, он — поэт моей судьбы.

Годунова не сыграть без веры

— Вы читали его стихи?

— Нет, я не занимаюсь концертной деятельностью. Но в один из тяжелых моментов жизни я о Пушкине очень много размышлял. Однако «Бориса Годунова» не мог прочитать до конца. Открывал, начинал читать и не мог прорваться через первые сцены с боярами. Разумеется, себя я никогда с этой ролью не соизмерял, потому что я ее попросту не знал. Но Темур Чхеидзе однажды мне сказал: «Валерий Михайлович, если вы согласитесь играть Бориса Годунова, я буду ставить эту пьесу, если нет — то нет». Я был в недоумении. А потом сел, прочел — и прозрел. И я ни секунды не размышлял над этой ролью, я всем своим существом знал, как, про что и зачем играть Бориса. Правда, еще до того, после ухода Георгия Александровича, в один из самых сложных периодов в моей жизни со мной произошли важнейшие перемены: я пришел к вере. Покаяние, исповедь стали моим личным опытом. Не имея этого опыта, Годунова нельзя сыграть. Ведь чем верующий человек отличается от неверующего? Тем, что верующий человек мыслит библейски, соизмеряет себя и вечность, себя и космос. Поэтому в своих несчастьях он не будет обвинять мир, а будет разбираться со своей совестью. А социальная жизнь человека, его партийная жизнь — это всего лишь внешние обстоятельства.

 

 

Спектакль «Дон Карлос».

 

 


Вспомним Фрейда

— Да, но тебе при этом предлагают роли, более того, их агрессивно навязывают...

— Именно. Тебя активно вовлекают, тянут за руки — одни в одну сторону, другие в другую. И человек, не имеющий внутри себя веры, оказывается в положении, о котором говорил доктор Астров: когда идешь ночью по лесу и у тебя нет впереди огонька. И в этом смысле мне очень близка оказалась моя последняя по времени роль на сцене БДТ, роль Филиппа II, короля испанского, в спектакле «Дон Карлос» по пьесе Шиллера. Это уже третья моя встреча с Шиллером — после «Коварства и любви» и «Марии Стюарт». Нельзя сейчас играть эту пьесу так, как сыграли ее в 1919 году на открытии БДТ. Невозможно изображать Филиппа тираном, душителем свободы, а маркиза Позу с его демократическими лозунгами — революционером-героем. Потому что мы своими глазами видели, как произошла чудовищная подмена, как лозунги оказались только словесной завесой, ничего не имеющей под собой. Шиллера спас гений. Каким бы ангажированным он ни был, он написал Филиппа человеком, личностью — сложной, неоднозначной.

От Чхеидзе ждали, конечно, демократического манифеста. Но мы попытались прочитать пьесу оком беспристрастным. И тут обнаружилось, что демократ маркиз Поза в детстве был предателем: когда на его глазах и за его вину пороли его невинного друга, он стоял и молчал. А то мы, когда нам надо, Фрейдом балуемся, а когда нет — тут же о нем забываем. Позе нужны лозунги, нужен героизм, чтобы искупить вину. А Филипп — человек, у которого держава в 200 миллионов, да он еще и защитник веры. Он выбрал долг, он был неуязвим, но вдруг ему прожгло броню. Я убежден, что Филипп полюбил Елизавету — искренне, что он, возможно, впервые почувствовал, что он не истукан, что кровь в его жилах течет. Чего он захотел в этот момент? «Дайте мне человека с чистым, открытым сердцем, светлого духом, с ясными глазами». А попал он на маркиза Позу... Так что Филипп для меня — роль трагическая.

 

Спектакль «Власть тьмы».

 

 


Мне в голову пришла сейчас хорошая аналогия. Когда идет война, гибнут миллионы и речь идет о спасении Отечества, а то и человечества, тогда никому не приходит в голову критиковать, предъявлять претензии. А потом начинаются разборки. Мне, например, не раз приходилось слышать, что надо было сдать Ленинград и уберечь жизни людей. Когда сытый человек начинает разбирать историю, он обсуждает ее с позиций своей сегодняшней сытости. Но стоит этим сытым почуять настоящую опасность, как все их прекрасные идеалы улетучиваются. Мы с вами видели это совсем недавно на примере Европы и Америки.

Город судьбы


— Последний вопрос: за те четверть века, которые вы прожили в этом городе, Петербург стал домом?

— Да, конечно. Мне кажется, мы во многом схожи с этим городом: он замкнутый, целомудренный, в нем мало суеты. Но в нем сошлись лед и пламень. Пламень тех зодчих солнечной, итальянской крови, которые этот город строили. Думаю, что и Товстоногов поэтому стал петербургской вертикалью, что в нем тоже был пламень, который мог растопить, расшевелить на время ленинградскую строгость, суровость, отчужденность. Конечно, Ленинград, Петербург стал городом мой судьбы. Иной раз я сам удивляюсь, как же это так вышло.

Фото Натальи ЧАЙКИ и пресс-службы АБДТ

Родился 20 ноября 1939 года в городе Купянске Харьковской области. В 1961 году окончил студию при Харьковском украинском драматическом театре им. Т. Шевченко, в 1978 году — режиссерский факультет КГИТИ им. И. К. Карпенко-Карого. С 1983 года — актер БДТ. Народный артист Украины (1980), народный артист России (1994).
На сцене БДТ играл в спектаклях «Смерть Тарелкина», «Порог», «На всякого мудреца довольно простоты», «Коварство и любовь», «Салемские колдуньи», «Дворянское гнездо», «Вишневый сад», «Аркадия», «Борис Годунов» и других. Сейчас занят в спектаклях «Таланты и поклонники», «Дом, где разбиваются сердца», «Черное и красное», «Старик и море», «Мария Стюарт», «Власть тьмы», «Квартет», «Дон Карлос, инфант испанский».

↑ Наверх