Валерий Плотников: Режиссеры видели ее княгинюшкой, а она по своей сути — ведьма!
Она и раньше-то снималась не часто, не любила интервью, редко появлялась на кинофестивалях и в актерских компаниях, а теперь и вовсе ведет замкнутый образ жизни, отказывается от новых проектов. 19 декабря отметит юбилей замечательная актриса театра и кино Анастасия Вертинская.
19 декабря отметит юбилей замечательная актриса театра и кино Анастасия Вертинская.
Она и раньше-то снималась не часто, не любила интервью, редко появлялась на кинофестивалях и в актерских компаниях, а теперь и вовсе ведет замкнутый образ жизни, отказывается от новых проектов. Такое ощущение, что Анастасия Александровна решила остаться в памяти широкого зрителя той самой Настей, идеалом красоты и благородства, что кружила голову самым знаменитым мужчинам.
Именно такой запечатлел Вертинскую на своих фотопортретах петербургский мастер Валерий Плотников. Накануне юбилея любимой актрисы «Вечёрка» попросила Валерия Федоровича вспомнить, как проходили съемки, рассказать о том, что осталось за кадром.
В театре у нее была настоящая роль
— Валерий Федорович, ваша работа настолько удалась, что в сознании многих Анастасия Вертинская ассоциируется не только со своими ролями в кино и театре, а именно с портретами вашей работы...
— У меня в архиве так много ее портретов, что можно было бы отдельный альбом выпустить. Есть такие портреты, которые никто не видел и не исключено, что не увидит никогда. Я ничего не прячу, не скрываю, просто у нас в свое время была договоренность с Настей, что без ее разрешения я эти фотографии не опубликую. А при той замкнутой жизни, которую она сейчас ведет, вряд ли кто-то получит разрешение, даже «Караван истерик» (шутит В. П.). Сейчас девушки пошли заголяться вовсю, уже никто ничего не стесняется. Тем более при современном фотошопе можно сделать замечательную грудь, выгладить кожу, убрать мешки под глазами. Но Настя вряд ли прельстится такой ролью...
— Вы меня заинтриговали!
— Нет, расшифровывать ничего не будем. Но самое интригующее и интересное в ее истории, мне кажется, заключается в том, что Настя как актриса пала жертвой и собственной фамилии, и происхождения, а самое главное — узостью мышления наших режиссеров. Все видели ее графинюшкой, княгинюшкой, а сама Настя Вертинская про себя совершенно точно знала и в узком кругу нередко повторяла, что она по своей сути... ведьма!
И если бы ей дали сыграть по-настоящему характерную роль, там бы она развернулась. К счастью, в театре у нее была такая роль — Виктории в «Провинциальных анекдотах» Вампилова — в спектакле «Современника». Это было потрясающе: руки в боки, битье посуды, такая, знаете, русская народная ведьма... А ведь до этой роли многих не покидало ощущение, что она актриса средней руки. Замечательная, многокрасочная, не лишенная иронии роль случилась у Насти в спектакле Анатолия Эфроса «Тартюф» — у меня есть множество фотографий Насти из этого спектакля, в этом образе. А ее все время приглашали на такие «сюсюкающие» роли.
— А она действительно ведьма?
— Это можно проследить по ее многочисленным мужьям, вылетающим, как пробка из шампанского, причем это были достаточно сильные и мощные мужики! Но даже они не выдерживали характера Насти и ее биополя (Вертинская была замужем за Никитой Михалковым, певцом Александром Градским, музыкантом Павлом Слободкиным, балетмейстером Борисом Эйфманом, известны ее романы с Олегом Ефремовым, Александром Калягиным и другими знаменитостями. — Прим. авт.).
А ее ты снял гораздо лучше, чем меня!
— Валерий, не припомните, как познакомились с Анастасией?
— На даче на Николиной горе, куда Настя приезжала еще с маленьким Степаном (сын Никиты Михалкова и Вертинской, родившийся в 1966 году. — Прим. авт.). Когда я увидел Настю, то сразу понял, что она совершенно потрясающая женщина. Я тут же стал придумывать какие-то варианты, как можно снять ее. Первую Настину фотографию снял в образе Греты Гарбо. Она там чудо как хороша. Есть у меня очень хорошие ее фотографии в роли отца — у нее был спектакль, где Настя исполняла роль Александра Вертинского (ее отец в свое время очень удачно работал в жанре «зримой песни», в разных костюмах, от Пьеро до Марлен Дитрих). Мне кажется, что по-хорошему смешной получилась фотография Насти в короткой юбке, сетчатых черных чулках, так называемых сетях любви (она вошла в мой второй альбом). Тут ее образ близок к булгаковской Маргарите. И таких фотопревращений немало.
— Она охотно шла на контакт с фотохудожником?
— Мы не стали большими друзьями, но общались всегда очень хорошо. Я и ее сестру Марианну Вертинскую снимал. Тогда все это было интересно, молодо, свежо.
— Была ли у нее ваша любимая фотография?
— Расскажу историю, которая случилась в самом начале моего творческого пути. Она связана еще с одной актрисой, не менее знаменитой. Я сделал первые Настины фотографии, понимая, что снял неплохо, если не сказать — здорово. Встречаю ее и слышу: «Ну ничего! Неплохо! Но вот ЕЕ (называется имя другой актрисы!) ты снял действительно здорово!» Я даже приуныл. Но вскоре встретился уже с той самой актрисой, про которую говорила Настя, и та мне слово в слово повторила: «Ты знаешь, неплохо, конечно, но вот Настю Вертинскую ты снял по-настоящему здорово!» Только потом я понял, что это такая форма женской ревности, соперничества...
Настя несуетно смотрит на нынешнюю жизнь
— Для меня непонятна ее дружба с таким одиозным персонажем, как Стас Садальский. Послушаешь его, так он нынче чуть ли не единственный настоящий друг Вертинской... Или это вариант дружбы Королевы и Шута?!
— Я не в курсе, насколько реальна эта дружба. В конце концов, это ее проблема выбора, ее уединенности. Слава богу, у нее есть внуки, трое. Она давно и увлеченно занимается реставрацией и выпуском наследия своего отца. Выпускает пластинки, диски и как-то обращалась ко мне с просьбой помочь в оформлении. Настя пробовала играть в каких-то антрепризах, но, к счастью, поняла, что это не ее уровень. Живет она все там же, на Садовом кольце, в кооперативе под ироническим названием «Тишина», откуда почти уже все съехали, потому что сейчас это уже не знак престижа.
— С чем связан ее столь замкнутый образ жизни?
— Настя не всегда была такой. Может быть, материнские гены сказались. Ее мать, Лидия Владимировна, тоже вела несветский образ жизни, хотя имела все возможности. Настя спокойно и несуетно смотрит на нынешнюю жизнь. В ее позиции явно ощущается духовная высота, достоинство, гордость. Она смотрит на эту жизнь с высоты жизни совсем другой — княжеской, графской. А приходится ей жить, не побоюсь, среди дворни. К счастью, тылы у нее крепкие — сын, Степан Михалков, крепко стоит на ногах, у него успешный ресторанный бизнес (есть среди его заведений и ресторан «Вертинский». — Прим. авт.). Я думаю, Насте не грозит ситуация многих знаменитых актеров ее поколения, что нынче едва сводят концы с концами. И все же, все же... Меня не покидает ощущение, что ее актерская да и женская судьба могла бы сложиться счастливей. Но это всего лишь взгляд ее старого друга-фотографа.
Беседовал Болеслав СОКОЛОВ, фотопортреты Валерия ПЛОТНИКОВА
Метки: Подмостки Кинозал Интервью Памятная дата
Важно: Правила перепоста материалов