Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Вандалам не жаль даже уникальных растений

Сотрудники петербургского Ботанического сада жалуются на участившиеся в последнее время кражи редчайших растений и бессмысленный вандализм посетителей. Одной из последних утрат стал цветок водяного гиацинта, или «зеленой чумы», как его называют в жарких странах.

Сотрудники петербургского Ботанического сада жалуются на участившиеся в последнее время кражи редчайших растений и бессмысленный вандализм посетителей. Одной из последних утрат стал цветок водяного гиацинта, или «зеленой чумы», как его называют в жарких странах.

На самом же деле этот цветок называется эйхорния. И в тропиках считается за сорняк, от уничтожения его спасает лишь красивейший цветок, чем-то похожий на гиацинт, отсюда и название. В Европу его споры завезли на днищах судов торгового флота. В северных широтах он не размножается с такой скоростью, как на юге, и цветет крайне редко.

Как рассказали корреспонденту «ВП» в научном отделе Ботанического сада, здесь его использовали для декоративного украшения искусственных водоемов, поскольку он и без цветка интересен — не привязан к грунту, а тяжелые стебли держатся на воде за счет утолщений у основания, наполненных воздухом. В Петербурге, по словам биологов, он никогда не цвел. Но это лето сделало для Северной столицы исключение. И каково же было восхищение сотрудников научного отдела, когда одно растение дало цветок. Все ходили на него любоваться и с нетерпением ждали, что будет дальше — со временем бутон должен был раскрыться, чтобы продемонстрировать великолепное соцветие.

Но не прошло и двух дней, как цветка не стало. Его сорвал какой-то посетитель. Причем, как пояснили биологи, этот акт вандализма абсолютно нелеп, поскольку цветок никуда не пересадить, да и завянет он быстро, как любое водяное растение — кувшинка или лилия.

Участок, где рос этот цветок, — адаптационный. Там сажают и культивируют тропические растения и наблюдают за их адаптацией к северным широтам. Ежедневно вдоль клумб ходят биологи и вносят в журнал состояние тех или иных цветков: как они перенесли дождь, как выдержали ветер. Потом семена или луковицы адаптировавшихся цветов передаются городскому управлению садово-паркового хозяйства, которое в свою очередь украшает ими городские улицы.

Как рассказала корреспонденту «ВП» сотрудник научного отдела Соня, ухаживающая за этими посадками, вандалы — это еще полбеды: «Есть люди и пострашнее — садоводы-специалисты. Они приходят к нам в сад экипированные и копают то, что мы пытаемся адаптировать. Одни просто с корнем выдирают растения, другие действуют более хитро — корни с луковицами вытаскивают, а ботву на место втыкают. Я прихожу луковицы собирать, за ботву дергаю и вижу, что все украдено».

Сотрудник службы безопасности Ботанического сада рассказал, что таких мародеров они постоянно ловят: «Конечно, территория большая, кустов много, есть где спрятаться. Ловим часто. Ну и что? Акты составляем. Но оборванные растения-то обратно в землю не вставишь…»

↑ Наверх