Газета выходит с октября 1917 года Thursday 9 мая 2024

Васильевский обещают сделать островом искусств

С самого начала было как-то непонятно: «Новый музей», первый музей современного искусства. Но при этом не совсем «первый», и не буквально «новый», и даже нет уверенности, что именно «музей». В общем, что-то открылось 4 июня на 6-й линии Васильевского острова, в доме №29. Это прямо напротив метро «Василеостровская».

С самого начала было как-то непонятно: «Новый музей», первый музей современного искусства. Но при этом не совсем «первый», и не буквально «новый», и даже нет уверенности, что именно «музей».

В общем, что-то открылось 4 июня на 6-й линии Васильевского острова, в доме  №29. Это прямо напротив метро «Василеостровская». Промахнуться мимо входа было сложно — на балкончике над ним стояли довольные гости с бокалами шампанского. По ним было видно, что они только что созерцали современное искусство.

«Новый музей» занимает все три этажа дома. Внутри, в полутемных залах — в основном картины и образцы прикладного жанра. Инсталляций или какого-нибудь видеоарта практически нет. Это странно, но, вероятно, связано с небольшой площадью помещений — всего 600 квадратных метров. Или со вкусами хозяина коллекции. Хозяин — Аслан Чехоев, уроженец Цхинвала, меценат, по образованию врач-хирург. Коллекцию он начал собирать более двадцати лет назад.

Как выяснилось, вот поэтому и «первый»: не то чтоб в Петербурге до этого не выставлялось современное искусство, но частное собрание впервые становится основой такой экспозиции.

Хорошо. Но почему именно «Новый музей»? И можно ли назвать музеем то, что пока все-таки больше напоминает галерею?

— С юридической точки зрения это действительно не музей, и мы не собираемся регистрироваться в Государственном музейном фонде, — объяснил Аслан Чехоев. — Но я его все-таки мыслю музеем, а не галереей. Потому что мы не занимаемся тут бизнесом — коллекция постоянная, и экспонаты не продаются. А вот приобретать новые я, конечно, собираюсь. Мечтаю приобрести работы Ивана Чуйкова, Семена Файбисовича, Дмитрия Плавинского, Эрика Булатова. Как видите, моя коллекция — это в основном работы эпохи андерграунда. Их авторы — люди сложной судьбы, и это ведь тоже вызывает интерес. Среди них были талантливейшие, гениальные люди. Одни из них громко возмущались, устраивали забастовки, акции, другие тихо сидели у себя в мастерских и работали. Но все они делали то, что хотели делать. Мне очень помогли сотрудники музеев, кураторы, крупные коллекционеры и сами художники очень быстро сориентироваться и определить самые важные и актуальные направления.

— У нас огромная страна, — продолжил Аслан Чехоев, — и я изначально не ставил себе задачу собирать коллекцию по географическому принципу. Мне хотелось охватить весь период второй половины ХХ века, собрать все лучшее, что уже получило признание не только в российском искусстве, но и в мировом.


В коллекции — работы эпохи андерграунда.


Здесь действительно большая подборка: работы художников соц-арта, неоэкспрессионизма, неоакадемизма, акционистов и других арт-персонажей. Тут Оскар Рабин, Лев Кропивницкий, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Михаил Шварцман, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Вейсберг, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Наталья Нестерова, фотоработы Владислава Мамышева-Монро и Олега Кулика — и еще много кто: всего в коллекции Аслана Чехоева работы 73 отечественных авторов, среди них полтора десятка ленинградских и петербургских.

А из-за спин открывающих музей организаторов виднелось монументальное полотно Комара и Меламида «Суд Париса, или Ялтинская конференция».

Приглашенный куратор выставок «Нового музея» Сергей Попов прояснил, почему музей (или все-таки не музей?) — именно «новый»: — Это такое самоназвание. Даже по-английски мы так и называемся: не «New», а «Novy Museum». «Новый музей» — означает то, что это не какое-то очередное пространство для показа русского современного искусства. Это площадка, открытая для интернациональных проектов. Здесь будут создаваться новые формы — экспозиционные, выставочные, инсталляционные. Планы у нас большие, хотя они и могут меняться. Наиболее реальный проект, который, думаю, удастся осуществить, — это большая выставка гениального художника Евгения Михнова-Войтенко. Она должна открыться уже осенью. А 16 июня здесь будет выступать с лекцией Эрик Булатов. Мы очень хотим устроить и детскую художественную школу.

— Вообще «музей» — понятие относительное, — говорит председатель комитета по культуре Антон Губанков. — Можно назваться музеем и не быть им по своей сути, не иметь всех комплексов, музейных фондов и прочего. Хотя я лично очень либерально отношусь ко всем этим названиям, так что здесь для меня — музей. Открытие «Нового музея» было, несомненно, мужественным поступком, поддерживающим развитие креативных индустрий в нашем городе. Мне кажется, Васильевский остров, где находится еще и Академия художеств, вообще становится центром живого искусства. Мы находимся только в начале пути. Но скоро поблизости, на Васильевском острове, мы откроем и другой музей современного искусства, который называется «Эрарта»; у нас есть планы по реконструкции Центра Сергея Курёхина. А на Малом проспекте буквально через несколько лет появится современный выставочный центр. Васильевский остров окончательно станет островом искусств.


Фото Михаила КУЗЬМИНА

↑ Наверх