Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 января 2025

Василий Захарьящев: Товарищ Шойгу, мы — ваши дети. Платите алименты!

Депутат Госдумы и председатель Союза садоводов России побывал в редакции «Вечёрки» и ответил на вопросы читателей и журналистов

Василий Захарьящев имеет свою точку зрения и на дела садоводческие, и на вопросы политики. Вот и теперь, когда пришел в «Вечёрку», чтобы провести горячую линию, Василий Иванович сделал ряд громких заявлений.
Отвечать на вопросы ему помогала врач Яна Привалова, отвечающая за медицинскую помощь в садоводстве «Бабино».
— Я просто депутат, а не министр, не член правительства, и моей власти не хватает, чтобы решить многие вопросы, но я всегда пытаюсь их решить, — начал Василий Захарьящев. — Вот встретился тут с одним министром и сказал ему: «Что ж мы делаем? Молотки у нас китайские, гвозди — немецкие, неужели без их гвоздей Россия не смогла обойтись? У нас огромные заводы стоят, а мы грабли и лопаты привозим из Германии. Это же миллиарды рублей! Ведь у нас 20 миллионов садоводов!»



Мировой судья поможет

С нами по соседству находится дачный участок — там еще 15 лет назад сгорел дом, а хозяйка его умерла. Есть ли у меня какие-то шансы этот участок купить?
— Есть несколько вариантов. Учитывая, что за эти годы накопились долги с этого участка (возможно, это десятки тысяч рублей) и они распределились между членами садоводства, то товарищество может подать в Арбитражный суд и за долги изъять участок в свою пользу (у нас есть опыт в этом деле — мы уже 15 судов выиграли). На основании решения суда происходит купля-продажа, и тогда вы сможете купить этот участок. Но могут объявиться наследники. И это был бы лучший вариант. С ними можно попробовать договориться. Они через суд восстановят свое право на участок. А вы можете взять расходы на себя и заключить договор. Потом произвести оценку участка, возместить садоводству долги (в хороших коллективах, так часто бывает, могут и простить эти долги) и переоформить участок на себя.
Я арендую участок в Рыбацком, причем землю под огороды мы получили до 2001 года. Не планируется ли приватизация этих участков? Ведь у нас уже 20 участков приватизировано…
— Есть закон Санкт-Петербурга — он еще девять лет назад поставил точку в этом вопросе: в Петербурге запрещено выдавать земли под садоводческие товарищества. Это иллюзия, что их можно приватизировать, даже если председатель товарищества и зарегистрировал в налоговой инспекции название садоводства. Есть такая притча. Мужик идет по пустыне, не видит ни конца ни края и говорит: «Ничего себе пляж отгрохали!» Примерно и здесь такая же ситуация. Я вам не хочу обещать легкую жизнь. Снесли «Речник», и президент дал указание внести поправки в закон о статусе садоводств. А то, что там у вас 20 участков приватизировано… Хочу сказать, что у нас широко проповедуется еврейская пословица — нельзя купить завод, можно купить директора. Так и здесь — нельзя купить участок, можно купить председателя…
Моя жена хочет перевести на меня садовый участок в Ломоносове, но состояние здоровья не позволяет ей выходить из дома. Что можно сделать?
— Лучше всего оформить завещание, чтобы не тратить ваше здоровье и силы. Или оформить договор дарения у нотариуса, чтобы вас никто не обманул и не лишил участка. Если жена захочет подарить участок, то вам нужно оформить регистрацию собственности. С соответствующим заявлением от председателя садоводства и свидетельством идете в Регистрационную палату и платите 100 рублей. Можно отправить документы на оформление собственности по почте, заказным письмом. В любом случае не волнуйтесь, никто у вас участок не отнимет.

Можно ли ставить пчелиный улей на своей даче — нужны ли для этого дополнительные согласования?

— Не нужны. Надо только мирно договариваться с соседями. Если вы в день Медового Спаса угостите соседа ложкой меда, то он будет только рад. А укусов пчел бояться не надо — они считаются лечебными. Я сам видел, когда люди с больной сосудистой системой специально сажают пчел на руки. Другое дело, если рядом живет человек, у которого аллергия на пчелиные укусы. Кстати, на участке можно держать не только ульи, но и козу, кроликов, индейку, гуся… Я бывал на таких участках, где люди держат армию животных — приходит цесарка и клюет колорадского жука — так она борется против американского империализма. И не надо применять никаких химикатов.
С кем нужно согласовывать строительство бани и бассейна на участке?
— На строительство бани есть нормативы — с какой стороны ставить, сколько отступать от забора — с ними можно ознакомиться в Управлении по развитию садоводства, позвонив по телефону 596-30-21. А насчет строительства бассейна — это ваше личное право, ведь это ваша земля, но чтобы не мешало соседям — нужно договариваться с ними.
Сосед построил гараж впритык к дороге, и слив с крыши попадает на дорогу и размывает ее…
— Тут надо идти к мировому судье. Или в правление садоводства — оно имеет большие возможности. Ведь мы же живем в коммуне, высшим органом которой является собрание, промежуточным — правление. Один из способов воздействия на таких людей — общественное мнение. Написать возле правления на доске, что на участке таком-то живет козел, — чего стесняться? Мы же должны защищать собственные честь и достоинство.


Почему Шойгу алименты не платит

Василий Иванович, вы писали обращение к президенту, чтобы придать новый статус садоводствам, встречались и с председателем правительства, обсуждали ход дачной реформы и вопросы прописки садоводов. Что ожидает садоводов в будущем?
— Мы беседовали с Владимиром Путиным и расценили это как знак внимания к проблемам огромной общественной организации — Союза садоводов, который насчитывает 80 280 садоводств, поселений. У нас есть огромные массивы, где живут десятки тысяч людей, — Дунай, Пупышево, Мшинская, Бабино. Такое сожительство требует, чтобы мы оформили юридически наши права и обязанности. Мы уже совершили великую революцию — по инициативе Владимира Путина оформили собственность, чтобы люди были не на птичьих правах, а могли продать участки, завещать их, закладывать в банки. Да, это пока идет с пробуксовкой. Но решен принципиальный вопрос: теперь оформить собственность можно при предъявлении свидетельства (голубого или синего), которое выдавалось в 93-м году садоводческим товариществом. При этом не обязательно делать кадастровый план. Можно получить справку из кадастровой палаты о том, что вам на руки выдана схема вашего участка, но там не будет написано, что границы не учтены. Если я с соседями живу много лет и у меня с ними нет споров — где стоит моя баня, туалет, — то и проблем нет. Но если соседи возражают, то необходимо межевание. То есть необходимы юридические документы или через суд установить свои права.


Почему за счет садоводов пытаются решить многие проблемы — строить дороги, проводить электричество?

— Да, нас мытарят — заставляют содержать дорогу, взять на баланс электрические сети, покупать трансформатор, провода. Потому что считают: раз это частная собственность, значит, садоводы сами должны решать эти вопросы. А я хочу сказать, что садоводческие товарищества — это коммуна. Взять Всеволожский район: с великим артистом Давидом Голощекиным живет рядом Дарья Ивановна Петрова, которая работает на фабрике по ремонту бытовых приборов. Хирург с мировым именем Борис Гайдар соседствует с водителем спецавтобазы Александром Сергеевым. И у нас одни интересы — кто какие вырастил тыкву, дыню, яблоки… С таких позиций и государству нужно смотреть!
Сегодня половина детей Петербурга, а это 400 тысяч, отдыхают в садоводствах. Я бы на месте городского правительства, депутатов ЗакСа начинал формирование бюджета с садоводческих товариществ.
Вот возьмите и задайте вопрос любому руководителю района: сколько жителей имеют дачные участки? Уверен, никто вам не ответит, а ведь это же социальный срез общества — кто живет в районе, сколько пенсионеров, как они живут, как им помогать.
— И как им нужно помогать?
— Ну в начале проложить дороги, поставить свет и дать кредит. Вложить российские деньги не в американские банки за пустые бумажки, а дать людям. Давайте скажем спасибо бывшему председателю правительства Тихонову, который дал возможность советским людям получить кредит: я в 1989 году получил 1,5 тысячи рублей (это примерно 10 месячных зарплат) и сумел обустроить дом в садоводстве и посадить сад.
Нужно понимать: садоводства нужны! Губернатор Ульяновской области объявил следующий год Годом садовода. Губернатор Позгалев в Вологодской области дает землю и пиломатериалы — только строй свой дом!


— Но, как говорится, тут нужна политическая воля…

— Я хочу сказать, что пришел в вашу газету с подарком для людей: партия «Единая Россия» приняла программу «Дом садовода — опора семьи». Только надо этот подарок еще «обуть», «одеть», это же еще ребенок! Надо, чтобы появилась федеральная программа «Садовод России». Главное — повесить флаг Российской Федерации над садоводческими товариществами как муниципальными образованиями. Чтобы там были медицинский пункт, охрана общественного порядка, свет, дороги, магазины, кинотеатры, почта, чтобы люди, скажем, могли получить газету «Вечерний Петербург»…


Как понимать новый проект закона Минрегионразвития о садовых участках?


— Новый закон превратит людей в рабов — он запрещает строительство жилых помещений на территории садоводства. То есть развитию садоводческого движения ставится барьер. Что предлагает министерство? Разрешить строить дома только в границах поселений. А у нас 93% садоводств находятся за границами поселений. Как это понимать? Это удар по социальной политике государства. Поэтому Союз садоводов принял обращение к садоводам России, где мы осудили этот закон.
— То есть все претензии — к плохим законам?
— Нас зашорили! И мне не понять позицию государства. В Ленинградской области, например, 14 федеральных органов бдительно следят за садоводческими товариществами — мусор, вода, экология, пожаробезопасность, СЭС, Роспотребнадзор. И все стараются штрафовать, требуют создать экологический паспорт на садоводческие товарищества — не производят ли они радиоактивный мусор. Эти требования абсурдны. Даже бывший министр юстиции, ныне прокурор Юрий Чайка сказал, что законодательство окружило садоводства непреодолимым бременем обязательств, — мы заполняем декларацию о земельном налоге, платим земельный налог, социальный налог… Шойгу, когда докладывал президенту о пожарах, сказал, что самая страшная картина в садоводствах: нет дорог, нет ЛЭП, пожарных водоемов, они брошены, как партизанские отряды...


— Об этом, кстати, написали все СМИ…

— Я предложил: давайте мы станем подразделением МЧС и завтра же будем бдительно охранять садоводства. Хочу напомнить, что в 1971 году было принято секретное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР — тогда появился указ о мерах по защите населения от оружия массового поражения. И было издано распоряжение: выдать всем садоводческие участки, чтобы при ядерном нападении людей можно было эвакуировать… Так что, товарищ Шойгу, мы ваши дети, признайтесь! Вы, наконец, отец наш родимый, почему алименты не платите?
А если серьезно, то садоводства действительно до сих пор представляют собой опорные пункты в системе гражданской обороны страны.


Областные депутаты жаловались, что ровно половина домов и участков скуплена жителями Петербурга. Это ли не фактор, чтобы мы были единым субъектом Федерации? Я голосую за объединение города и области.


Деревни пустуют, а овощи мигранты выращивают

А как развивать инфраструктуру садоводств? Ведь старым большим садоводствам тяжело — им никто не помогает, все надо за свой счет делать…
— Люди начинают бросать участки. Губернатор Сердюков считает, что город должен развивать инфраструктуру, а Петербург выделил пока (и то в проекте) 50 миллионов, но это очень мало, это будет социальный удар по детям и ветеранам, которые там отдыхают. Президент, побывав в Курске на Госсовете, сказал, что о детях и ветеранах надо заботиться. Он там встречался и с садоводами. И мы ищем пути, как решить эти проблемы. Ведь много еще здоровых пенсионеров, которые не хотят сидеть дома.


На положение садоводов отрицательно влияет территориальное деление…

— Объединение — дело самих граждан. Создавайте инициативную группу. Собирайте подписи. Но я считаю, что это должна быть инициатива и политическая воля руководства страны. Нужно подсчитать последствия — как это скажется на благосостоянии людей, не повлечет ли ухудшение жизни? В области пока еще достаточно земли, пока еще есть возможность иметь рекреационные зоны для жителей. Например, большим потенциалом обладает Витебское направление железной дороги — из Петербурга до Радофинникова и Новгорода. Там есть только одно крупное садоводство, где 20 тысяч участков, а еще там безбрежные леса и поля, брусничные и клюквенные территории, туда могли бы люди выезжать, можно было бы сделать «грибной» поезд, даже бесплатный.
— Да уж, сделали бы такой подарок людям…
— Это бы была сильная политика. И тогда мы будем любить государство и попытаемся достичь взаимной любви. А железная дорога… Там поставили столбы, и они стоят без проводов двадцать лет — до сих пор не пустили электричку, и до сих пор люди мучаются. Тут бы помогло объединение города и области, но самое главное — мы бы решили вопросы социальной политики. А речь идет о многих людях, которые испытывают трудности. Да, по закону Петербург не может вкладывать в Ленобласть. Но давайте решать, ведь ровно половина жителей города имеет дома в области. Областные депутаты жаловались, что ровно половина домов и участков скуплена жителями Петербурга. Это ли не фактор, чтобы мы были единым субъектом Федерации? Я голосую за объединение города и области. Сегодня деревни пустые стоят, к нам едет много мигрантов, они доят коров, китайцы у нас уже овощи выращивают! Что ж мы делаем? А так был бы нормальный процесс — человек пошел на пенсию и переехал в деревню или в садоводство, и квартирный вопрос бы лучше решался…


Подготовила Людмила КЛУШИНА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх