Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Венеция в квадратах

До 18 апреля Эрмитаж приглашает в Двенадцатиколонный зал на выставку «Spazialismo. Риккардо Ликата и венецианская живопись конца XX века», где можно познакомиться с одним из течений итальянского искусства второй половины XX века — спациализмом.

До 18 апреля Эрмитаж приглашает в Двенадцатиколонный зал на выставку «Spazialismo. Риккардо Ликата и венецианская живопись конца XX века», где можно познакомиться с одним из течений итальянского искусства второй половины XX века — спациализмом.

Это авангардистское направление родилось в Италии в начале 1950-х, когда у нас господствовал махровый соцреализм. Возглавил его художник Лучо Фонтана, он же придумал название — от итальянского «spazio», то есть «пространство». Спациалисты стремились создать вместо многих искусств — одно, объединяющее в себе цвет и звук, плоскость и объем, пространство и время. Кстати, и науку с техникой: Фонтана использовал в своих произведениях неоновый свет, радиоприемники  и телевизоры… и в результате создал направление в искусстве, которое сейчас крайне популярно и называется инсталляцией. Работал он и с традиционным холстом, но своеобразно: в цикле «Concetto Spaziale» («Пространственное понятие») рассекал холст бритвой, чтобы придать плоскости объемно-пространственное звучание.

 

Риккардо Ликата. Святое семейство. 2006.

 


На выставке представлено 80 работ художников-спациалистов — самого Лучо Фонтаны и его последователей. Над названиями они, как правило, особо не задумывались: либо не называли картины никак, либо называли… тоже никак — типа «Композиция №…». Или, например, «Царапины» Марио Делуиджи —  это действительно царапины на красочной поверхности как они есть. А вот художник Сантомазо создал коллаж из геометрических фигур неярких цветов — и назвал «Венецией» (интересно бы спросить у тех, кто бывал в Венеции… наверное, чем-то похоже).

 

Сантомазо. Венеция. 1980.

 


Открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: «Мы любим искусство Италии во всех его проявлениях, оно имеет великие традиции. Важно, что это искусство именно европейское. Спор между Америкой и Европой, кто задает тон в современном искусстве, решается только выставками и дискуссиями».

Большую часть экспозиции составляют произведения Риккардо Ликаты, единственного ныне действующего художника-спациалиста (остальные умерли, а у молодых — свои эксперименты).

Ликата занимается не только живописью, но и гравюрой, мозаикой, скульптурой, сценографией.

Умозрение спациалистов у Риккардо Ликаты приобретает типично средиземноморский колорит — тона яркие, чистые, много голубого и желтого (небо, море и песок). В некоторых композициях по верху идет полоса, напоминающая архитектурный фриз, а сами картины испещрены знаками, похожими на письмена неведомых, но древних народов, — словно по откопанному городу бродишь... Чаще всего мотивы напоминают античное искусство, а иногда — орнамент стран Северной Европы.

 

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. 1961.

 


Ликата вошел в число 25 художников, отобранных крайне авторитетной комиссией для участия в выставке «Мадонна в современном искусстве» (проходила в римском Пантеоне и в здании Европарламента в Брюсселе в 2003 году, к 25-летию понтификата Иоанна Павла II). То, что написано в 2003 году, хранится в Ватикане, а на эрмитажной выставке представлено «Святое семейство»: фигура в центре, похожая одновременно на человека и на дерево, — наверное, Спаситель, справа и слева — Мария и Иосиф, а ряды фигурок-иероглифов внизу — должно быть, волхвы и пастухи.

В общем, если вас не раздражает, когда художник создает произведение, а смысл ищете вы сами, приходите посмотреть на абстрактную Италию.

Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото автора

↑ Наверх