Вера Глаголева: У этих женщин попросту не оказалось будущего!
В минувшую среду, 5 мая, в последний день Петербургского кинофорума, кинотеатр «Художественный» устроил премьеру фильма Веры Глаголевой «Одна война». Кино — про пять советских женщин с оккупированных территорий, которых обвинили в предательстве Родины за то, что они родили от немцев детей.
В минувшую среду, 5 мая, в последний день Петербургского кинофорума, кинотеатр «Художественный» устроил премьеру фильма Веры Глаголевой «Одна война».
Кино — про пять советских женщин с оккупированных территорий, которых обвинили в предательстве Родины за то, что они родили от немцев детей. Женщины с детьми ютятся в «предварительной ссылке» на ладожском островке под охраной хромого демобилизованного офицера (Александр Балуев). На островок к ним прибывает майор НКВД (Михаил Хмуров), который должен заняться их переправкой по лагерям.
В последний момент он отпускает женщин и детей на волю.
Нашему корреспонденту удалось побеседовать с режиссером фильма Верой Глаголевой.
— С кем вы приехали в Петербург представлять свою картину?
— Со мной тут одна из актрис, петербурженка Наталья Суркова. Она была утверждена практически без проб — потому что такая замечательная и талантливая.
Сергей Петрович Баневич — композитор, с которым мы дружим в течение 30 лет, с 1980 года, — даже страшно делается. Четыре картины сделали вместе.
И сценарист Марина Сасина — человек, с которого все началось. Ее сценарий попал мне в руки совершенно случайно. Я его прочитала и поняла, что не могу такое не снять.
— Это подлинная история?
— История — совершенно реальная, хотя персонажи наши вымышленные. Действительно есть этот остров, где пребывали такие женщины под охраной. И действительно был человек, отпустивший их на свободу, после этого, конечно, расстрелянный.
— Вы общались с кем-то из женщин, бывших в таком заключении? Или с их детьми?
— Мы старались выяснить, живы ли они. Есть такие женщины на Украине, например. Но никто из них не выходит на связь, ничего не хочет рассказывать. Страх, который преследовал их всю жизнь, — он так и остался с ними.
— Петербург, конечно, не первый город в России, который видит ваш фильм. Как прошло в Москве?
— Там показы уже прошли, картину сняли с основного проката — уступили место Никитиным «Утомленным-2».
— А за границей как приняли?
— Ну, фестивальная жизнь у нас очень бурная и удачная. На Берлинском фестивале мы вошли в «лучшие российские фильмы 2009 года». Нас показывали на множестве фестивалей — маленьких, больших, на пяти международных фестивалях — и везде мы взяли Гран-при. Каир, София, Казань — международный мусульманский фестиваль — и Франция. Нас очень любят во Франции.
— Может быть, во Франции любят потому, что им эта тема тоже особенно близка?
— Конечно. У них ведь было то же самое — оккупация. Были такие же гонимые люди.
— Быт поселения на этом ладожском островке пришлось восстанавливать с нуля?
— Да. Мы все там построили сами — избу, мостки. Все получилось как настоящее. Пришлось понять, как «вольноссыльные» — так это называлось, жили под охраной, дожидаясь, когда решат их судьбу и переправят по местам заключения.
— Что же получается? Эти женщины, ваши героини, оказались между двух огней? Они оказались уже и не «наши», и еще не «их»?
— Тут бывало по-разному. Мы показали одну из подлинных историй. Если говорить о судьбе других реальных женщин — у них попросту не оказалось будущего. Примерно тысячу детей и тысячу взрослых переправляли на большую землю — и корабль затонул. Затопили его или нет — это остается открытым вопросом. Понятно, что от них были рады избавиться — потому что им было и так уже не жить. Или жить — но в лагерях, а детей — в детские дома. И никаких вариантов.
На премьеру, надо сказать, собралось огромное количество людей. В основном, конечно, пожилых. Рядом с вашим корреспондентом кто-то тихо утирал слезы, смотря на экран. Выходит, и сейчас военная тема способна стать не только поводом для бравурно-патриотических высказываний, но и источником для разговора о человечности и общей трагедии. Это греет.
И конечно, всегда неловко упрекать в чем-то создателей, когда речь идет о таких важных вещах. Но, к несчастью, какие-то неловкие моменты, неудачные ходы способны помешать. Композитор Баневич в начале принимается заунывно дудеть в какие-то свирели и флейты, пока камера многозначительно скользит крупным, чуть размытым планом по дереву, грубым веревкам и рыбьей чешуе — эта «тарковщина», появлявшаяся в сотне-двух прочих фильмов, здесь совершенно не нужна и неизвестно зачем прислонена.
Не сказать, чтобы и сценарий был великолепен. Герои не столько общаются между собой, сколько невзначай проговаривают свои предыстории в неудачно вставленных монологах. От этого появляется ощущение какой-то наивной классицистической пьесы.
Но, как в таких случаях и бывает, постановку вытягивают актеры. Михаил Хмуров, действительно замечательная Наталья Суркова да и другие актрисы украшают собою картину. А лучшая роль, пожалуй, у Александра Балуева. Этого небритого, отяжелевшего, хромого, неповоротливого и несчастного капитана Карпа Нечипорука он исполнил блестяще — не побоялся предстать перед зрителями в таком неприглядном виде. Ради него одного, пожалуй, фильм и стоит посмотреть.
Фото Натальи ЧАЙКИ
В фильме рассказана подлинная история.
«Одна война». Россия, 2009. Режиссер — Вера Глаголева. В ролях: Александр Балуев, Наталья Кудряшова, Юлия Мельникова, Анна Нахапетова, Ксения Суркова, Наталья Суркова, Михаил Хмуров.