Ветер из Страны утренней свежести
До 5 сентября в Николаевском зале Зимнего дворца — выставка «Ветер в соснах...». 5000 лет корейского искусства» из коллекции Национального музея Кореи.
До 5 сентября в Николаевском зале Зимнего дворца — выставка «Ветер в соснах...». 5000 лет корейского искусства» из коллекции Национального музея Кореи.
«Ветер в соснах» — название старинной мелодии, исполняемой на традиционном щипковом инструменте комунго. Жаль, что просмотр экспозиции не сопровождает соответствующий звукоряд и мы можем только представлять, как звучит музыкальный ветер в воображаемых соснах.
На пресс-конференции по случаю открытия директор Национального музея Кореи Чой Кван Шик сказал: «В России хорошо знают экономику Кореи благодаря крупным корпорациям. Но, думаю, корейская культура здесь не очень известна». В экспозицию вошли 354 предмета — от неолита до Нового времени: «Даже в Корее трудно собрать в одном месте столько значимых предметов, рассказывающих о нашей истории», — подчеркнул господин Чой Кван Шик.
В конце IV века на Корейский полуостров из Китая проник буддизм. Помимо статуй будд и бодхисатв (отличающихся в корейском варианте особым изяществом, бесплотностью и динамичностью поз) мы увидим кирпичи и кровельную черепицу с буддийской символикой. «Это значит, что буддизм был укоренен в быту», — объяснил господин Чой Кван Шик. И добавил, что замысел устроителей экспозиции — передать атмосферу жизни корейцев разных эпох.
На выставке много керамики — и ранней, покрытой бледной голубовато-зеленой глазурью, которую в Корее называли писэк, «цвет зимородка», а позднее в Европе — селадоновой, по имени героя французского пасторального романа XVII века Селадона, носившего одежду палево-зеленого цвета; и более поздней керамики пунчхон — крайне простой по форме, обычно белой, с тонким живописным декором.
В 1392 году государство получило новое название — Чосон (Страна утренней свежести). Официальной религией стало конфуцианство, и настоящий расцвет пережила живопись — мастерское владение кистью считалось одной из конфуцианских добродетелей. Поэтому живописью в стране занимались буквально все, кто был способен держать в руках кисточку. Особенно развито в Корее было искусство портрета — представленные на выставке портреты близки к психологическим в нашем понимании. А с бытовой жизнью корейцев лучше всего знакомиться по жанровой живописи: сценкам, изображающим занятия в школе, традиционную борьбу сирым, времяпрепровождение праздных гуляк и танцы танцовщиц кисэн. Кстати, у входа на выставку стоит телевизор и демонстрируется фильм, где подробно и детально разбираются жанровые сценки. Так что даже если вы не очень наблюдательны — прославленная корейская техника вам поможет.
Татьяна КИРИЛЛИНА
Метки: Выставки Эрмитаж Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов