Ветераны будут ждать следующего юбилея Победы
Помощи в жилищном вопросе им от чиновников не добиться
Ветеран труда Антонина Петровна Семенова, без малого сорок лет проработавшая преподавателем немецкого языка, была уверена, что ее семье рано или поздно удастся улучшить жилищные условия. У нее есть две комнаты в коммунальной квартире общей площадью 19,5 кв. м, правда, без горячей воды и ванной, зато в центре города — на Большом проспекте Петроградской стороны. В этих комнатах она долгое время жила с мужем — Валентином Григорьевичем Семеновым — блокадником и тоже ветераном труда, а еще — заслуженным ученым, много лет проработавшим на оборону страны. Его cтатьи публиковались в отечественной прессе, за последние пять лет он получил 12 патентов, а в 2008 году вышла его книга «Две истории размагничивания кораблей» — о минной войне.
Валентин Григорьевич ребенком пережил блокаду и до сих пор не может забыть, как мальчишка-ровесник тянул к нему руку за хлебом, а он не поделился; как в детский сад шефы-моряки принесли утепленный немецкий сапог, в котором часовой мог стоять двумя ногами, но воспитатели побоялись антисанитарии и не дали его детям. Запомнил Валентин Григорьевич и то, как приходила к его бабушке соседка и рассказывала, что ела губную помаду…
Блокадное время научило его быть скромным, неприхотливым в жизни, не выпячивать свои заслуги, которых у него немало — в 2003 году он получил юбилейную медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга». И когда получал награду — не знал, что уже три года как снят с очереди на жилье.
Его жилищная история очень запутанна — в детстве и юности жил с матерью в коммуналке, расположенной в знаменитом доме Лидваля на Каменностровском, 1/3. Но когда женился — перешел жить в другую коммуналку, к супруге Антонине Петровне на Большой проспект. Там родился сын Григорий, но встать на очередь по улучшению жилищных условий супругам удалось только в 1988 году — Антонина Петровна имела на это право как преподаватель вуза, живущий в коммуналке, а Валентин Григорьевич — как научный работник с большим трудовым стажем. К тому же ему, как ученому, полагались и дополнительные 20 кв. м жилой площади (кстати, эти нормы до сих пор действуют).
«Когда сыну пришло время получать паспорт, а это было в 1990 году, его прописали в коммуналке у отца на Каменноостровском проспекте. Так в одной комнате на 44, 8 кв. м оказались зарегистрированными сын, отец и бабушка, — рассказывает Антонина Петровна. — А когда в 1998 году была разрешена приватизация комнат, то им стали поступать настойчивые предложения от риелторов продать комнату в престижном доме. Но бабушка все не соглашалась. И хотя в 2000 году внуку пришлось продать комнату и купить квартиру на Яхтенной улице, бабушка не могла с этим смириться и очень тосковала по своему прежнему месту жительства».
В новую квартиру, где жилой площади было 46 кв. м, сын переехал вместе с бабушкой и отцом. Антонина Петровна приезжала к ним — ухаживала за двумя инвалидами — Валентином Григорьевичем и 87-летней свекровью, которая прожила на новом месте почти четыре года…
В 2010 году супруги Семеновы узнали из газетной заметки, что по президентскому указу № 714 ветераны, вставшие на очередь до 1990 года, уже обеспечены жильем. И тогда Антонина Петровна пошла в жилищный отдел Петроградского района — разузнать, как продвинулась ее очередь. И выяснилось, что супружескую чету с обеих очередей сняли «как обеспеченных жилой площадью по норме». «Я была в шоке, когда узнала, что наши дела находятся в архиве, — нам даже не прислали уведомление, что мы сняты с очереди, — возмущается Антонина Петровна. — Чиновники не стали вникать в суть дела — они даже не стали со мной разговаривать».
И действительно чиновников не интересовало, что супруги Семеновы живут в квартире сына на Яхтенной, а сам сын со своей семьей вынужден жить на съемной квартире…
Словом, начались у Антонины Петровны «хождения по мукам» — из одного кабинета в другой — и переписка с чиновниками. И только 8 февраля ей предложили восстановиться в очереди в Петроградском районе вместе с мужем-блокадником, но почему-то до сих пор этот вопрос не решен.
Где она только не побывала — и в администрации Петроградского района, и в администрации Приморского района, где хотела поставить Валентина Григорьевича на очередь по месту прописки, но получила отказ; добралась она и до главы городского жилищного комитета Юрия Осипова, который отправил ее дело в отдел контроля за соблюдением жилищного законодательства…
«Ну зачем ты ходишь, ищешь правды, — упрекнул жену Валентин Григорьевич, которому на днях, 6 апреля, вручили юбилейную медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», — ведь будут же еще юбилеи — 70 лет Победы, 75 лет Победы, может быть, хоть к этим датам дадут жилье».
Трудно загадывать, но возможно, к следующим юбилеям и дадут — лишь бы не опоздали…