Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Везде успевают коровы: коровы — они будь здоровы!

В ЦВЗ «Манеж» петербургские художники показывают 500 работ

Работы все, как одна, — новые. Больше всего корреспондентам  «ВП» Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ и Наталье ЧАЙКЕ понравилась красавица корова с зелеными глазами  — известного петербургского мастера Александра Гордина.
У кого-то традиция под Новый год ходить в баню, а многие художники привыкли праздновать Рождество в ЦВЗ «Манеж», где каждый год в эти дни, когда вся страна предается отдыху, начинает работать выставка «Петербург». И так неизменно,  из года в год, вот уже 18 лет, радуя тем, что еще есть что-то стабильное в нашей очень уж нестабильной жизни.
Но в этом году «Петербург» открылся только 8 января. Потому что еще в Рождество в Манеже шумела ярмарка шуб. «Вы не представляете, что здесь творилось! — с содроганием вспоминает художник Митя Шагин. — Играла какая-то попса, а народ в ажиотаже скупал шубы за 80 и даже за 100 тысяч! Шубы! В храме искусства!»
Но буквально за один день бессменному куратору выставки Ларисе Скобкиной и ее друзьям-художникам удалось сделать невозможное: и духа шуб не осталось, а воцарилось искусство.
Обычно основу «Петербургов» составляет живопись. А в этом году неожиданно сильной оказалась скульптура, которой предрекали вымирание, — ведь дело это трудное, дорогостоящее, а заказов почти нет.
Прямо на пороге ваши корреспонденты столкнулись с известными петербургскими скульпторами, обитающими в Коломягах в Деревне художников, — Александром Позиным и Мариной Спивак. В свитерах, с намотанными шарфами, они казались воплощением особого стиля жизни — свойственного скорее жителям пригородов и предместий. Вот эта жизнь на природе, вдали от шума городского — суровая и прекрасная — и запечатлена в инсталляции. Публика глазеет не без зависти на интерьер, так непохожий на евроремонтный стандарт: тут и лампа под абажуром (настоящая), и чудо из чудес — печка, а рядом — настоящее же ведро с мерцающим черным углем.
— Саша, Марина, а уголь у вас тоже настоящий?
— Ну конечно, настоящий! Мы же не придумываем свою жизнь, а показываем ее такой, какая она есть! — возмутились художники.
Скажете, нелегко топить печь углем? Но зато — какая роскошная независимость от ЖКХ и роста тарифов на отопление!
В центре аванзала приветственно маячит огромная белая рука. Это скульптура Андрея Геннадиева, больше известного как график. Приглядевшись, обнаруживаешь, что ручонка не простая: гипсовая поверхность сплошь покрыта рельефными иконками. То есть это — благословляющая десница.
Выразительна инсталляция Виктора Сиренко «Время собирать камни». Обыкновенные булыжники на металлических прутах кажутся цветами на тонких стеблях.
В центре манежного «корыта» (так называют художники центральное пространство первого этажа, расположенное в глубине, в отличие от приподнятых боковых галерей. — Прим. авт.) пасется корова, от которой глаз не оторвать. Эта корова изящнее лани! У нее огромные зеленые глаза, в одном ухе сережка-колокольчик, рога тонкие и нежные, как крылья бабочки, а вместо вымени висит мерцающий шар-светильник. Центральное стекло расписано в духе XVIII века — пастораль, идиллия, Аркадия.
Ее создатель известный мастер Александр Гордин соединил в своей работе (скорее это не скульптура, а объект декоративно-прикладного искусства) разные материалы и техники: кованый металл, стекло — расписанное и цветное.
В разделе фотографии обратите внимание на цикл мэтра петербургского фотоискусства Александра Китаева «Посвящение» и сделанную им же экспозицию Станислава Чабуткина, который ушел из жизни в 2010 году.
Что касается живописи, то здесь при общем хорошем уровне все же не так много работ, которые обращали бы на себя внимание, цепляли чем-то взгляд. Меня зацепила «Бессонница» Ирины Бирули — болезненный желто-зеленый свет и пепельница, переполненная окурками. Знакомое каждому, увы, состояние, когда одни и те же мысли словно ходят по кругу, терзая мозг, когда от электрического света болят глаза и голова, но тьма страшит куда больше, когда усталость достигла предельного уровня, но заснуть невозможно.
А еще  —  совсем иного настроя работа Людмилы Грозы, казалось бы незамысловатая, но чем-то трогающая душу «Попьем чайку?». Маленькая собачка сидит на фоне залитого дождем окна, а рядом — натюрморт с чайником. Не беда, что кончилось лето, на улице ветер и дождь, а из окна дует. Как там поется в известной песенке Игоря Корнелюка? «Чаю налей и окно заклей!..»

Прямая речь


Лариса СКОБКИНА, куратор выставки «Петербург»:


— Я горжусь тем, за что меня все 18 лет ругают критики: выставка остается неизменной. В наше время, когда мы разрушили почти все существующие традиции, иметь некую опору в жизни очень важно. Не так давно мне пригрозили, что проект закроют. Потому что выставка, мол, скучная. Мне кажется, что не скучная. Более того, скажу, что нашей выставкой мы проявляем уважение к зрителям, считая их вполне способными просто смотреть, воспринимать  искусство, не делая ни малейшей попытки превратить выставку в шоу, как это сейчас принято. И видимо, мы правы, потому что наша «невеселая» выставка неизменно собирает самое большое количество зрителей.

Дмитрий КАМИНКЕР, скульптор:

— Я в «Петербургах» участвую давно, и мне очень нравится выставка. Манеж — единственное место в городе, куда можно притащить большую скульптуру. И важна возможность подвести здесь итоги года, осмотреться. Эта выставка стала частью художественной жизни, частью ежедневной работы. В новогодние дни художники могут собраться вместе, посмотреть друг на друга, узнать, кто и что делает. \

↑ Наверх