Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Виктор Лебедев: Оказывается, президент еще ребенком был на премьере моей оперы!

Сегодня в Большом зале Филармонии пройдет юбилейный концерт «Судьба и Родина — едины!» к 75-летию петербургского композитора. В гости к автору музыки из кинофильмов «Гардемарины, вперед!», «Небесные ласточки», «Зависть богов» приехали все звезды: Владимир Меньшов и Вера Алентова, Михаил Боярский ...

Сегодня в Большом зале Филармонии пройдет юбилейный концерт «Судьба и Родина — едины!» к 75-летию петербургского композитора Виктора Лебедева.

В гости к автору музыки из кинофильмов «Гардемарины, вперед!», «Небесные ласточки», «Зависть богов» приехали все звезды: Владимир Меньшов и Вера Алентова, Михаил Боярский и Дмитрий Харатьян, Эдвард Радзинский и Вадим Абдрашитов, Леонид Квинихидзе и Анатолий Кальварский, Марк Розовский и Юрий Ряшенцев.

На одной из репетиций юбилейного вечера корреспондент «Вечёрки» пообщался с композитором, профессором и народным артистом России.


Виктор Лебедев считает наше время временем фанеры.


Вам телеграмма от президента

— Виктор Михайлович, сам президент России Дмитрий Медведев поздравил вас с юбилеем, прислав телеграмму… Расскажите, как доставляют поздравительные телеграммы от президента?

— Дело в том, что мой день рождения — 5 января, и в этот день я уехал в Усть-Нарву, где у меня есть квартира. Так как было ясно, что юбилейный вечер мы делаем в марте, то я договорился со своими друзьями Семеном Альтовым, Сашей Колкером (он тоже живет в Усть-Нарве), что соберемся в чудесном ресторане в башне старого замка. Отмечаем юбилей в узком кругу, и в этот момент звонит мне из Петербурга перепуганный сын, ему звонят в домофон: «Откройте немедленно, вам правительственная телеграмма!» Нужно расписаться, предъявить паспорт. Принес домой запакованную телеграмму и стал мне звонить. Я попросил: «Распакуй и прочти мне содержание!» А там такие приятные слова: яркий, самобытный композитор… Отмечена не только моя работа в кино, но и в театре.

— Неужели президент видел ваши спектакли?

— Да, оказывается, он был еще ребенком на премьере моей оперы «Волшебник Изумрудного города» в Малом оперном театре. Кстати, этот спектакль продержался в репертуаре этого театра ровно 40 лет. Это, конечно, рекорд долголетия для музыкального спектакля. А он ведь был поставлен в Америке, Японии, многих театрах России.

— Извините, конечно, но что дает такая телеграмма?

— Можно сказать — ничего, но это будет несправедливо, ведь она так подняла мне  настроение! Приятно, когда твой труд оценен так высоко и неформальными фразами.

— В таких гала-вечерах нередко список гостей на афише отличается от реального?

— Скажу сразу, что из заявленных в афише «выпадает» Людмила Марковна Гурченко. Остальные все приедут. Алексей Герман (я пишу музыку к фильму «Трудно быть богом») сейчас в больнице, но если выйдет в ближайшее время, то обещает быть. Я вообще считаю, что чем меньше выступлений и больше музыки, тем лучше. Вести вечер будет главный гардемарин Дмитрий Харатьян.

— Получаете хорошие авторские гонорары, если песня широко исполняется на Западе?

— Если бы… О существовании такого варианта я узнал от своих студентов, что привезли из Америки диск с записью моей родной мелодии. Купили в фирменном магазине, в центре Нью-Йорка. На альбоме авторство вообще никак не обозначено. Виктория Толстой (именно так правильно пишется ее фамилия) — шведская певица русского происхождения, которая поет на английском языке (внешне типичная шведка, голубоглазая блондинка, по-русски практически не говорит, не поет), ее альбомы успешно продаются по всему миру. Почти трехсоттысячным тиражом разошелся ее диск «Моя Россия» 2009 года, куда под номером девять включен трек с моей мелодией. Приятно, конечно, что я затесался в компанию Чайковского, Рахманинова, Бородина, чьи мелодии также представлены в этом альбоме, но есть совершенно конкретный повод обратиться в суд. Не назвать композитора, не заплатить гонорар — что еще может быть худшим нарушением авторского права?

50 лет в одном университете

— Виктор Михайлович, у вас еще один замечательный юбилей: 50 лет назад, в 1960 году, вы стали преподавать в Университете культуры и искусства, в ту пору Институте имени Крупской… Редкий пример служения одному вузу!

— Мне страшно эти цифры называть (улыбается). Выпускником Консерватории меня позвали преподавать в Институт имени Крупской. Прошел все стадии: был заведующим кафедрой фортепиано, вот уже 20 лет я декан факультета искусства эстрады. Как только назревало желание уйти отсюда, на меня набрасывалась администрация, умоляла остаться и давала какое-то звание, должность. Но главное — возможность творить, воспитывать хороших музыкантов.

— Кто из звезд называет вас своим учителем?


— Звездами с точки зрения шоу-бизнеса не могу похвастаться, но только рад этому! Наташа Королева или Дима Билан у нас не учились. Но почти половина лучших инструменталистов сейчас играют в ведущих джазовых оркестрах и эстрадных коллективах Петербурга и Москвы. Саксофонист Саша Гуреев, гитарист Гасан Багиров, на губной гармошке играет уникальный парень Максим Некрасов, у вокалистки Тани Долгополовой уникальный диапазон голоса, десять наших пианистов становились лауреатами международных конкурсов. Но сейчас время такое, что можно быть блестящим музыкантом и остаться невостребованным. Время фанеры… Вот вам такой пример: отличная певица, симфонистка, наша выпускница Л. попала в модную поп-группу «Хай-фай» и теперь «поет» под чужую фонограмму… У нас на факультете 580 студентов. Фактически это вуз в вузе, к нам приезжают с разных уголков страны. У нас огромный конкурс на 12 бюджетных мест.

Ящик армянского коньяка за «французскую» мелодию

— Правда, что вы выиграли у Аллы Суриковой ящик коньяка, написав «французскую музыку»?

— Алла вступила на «Мосфильм» фактически с моей музыкой. До меня сделала одну картину «Суета сует», которая прошла не очень, а вот фильм «Ищите женщину» собрал все призы. В тот период был пик моды на оркестр Поля Мориа, и Алла попросила: «Напиши мне фрагмент в такой стилистике!» На что я пообещал: «Я тебе лучше напишу». Алла рассмеялась: «Ну давай. Если действительно лучше — с меня ящик коньяка! Понимаешь, никогда в жизни советский композитор не напишет раскрепощенную музыку!» Ну что мне оставалось: я написал такую музыку. И Алла честно признала этот факт, отдала мне ящик доброго армянского коньяка.

— Виктор Михайлович, не перестаю удивляться вашей прекрасной физической и творческой форме. В ваши годы столько энергии!

— При двух операциях на сердце!.. Но я слежу за собой, после шести не ем. Стараюсь жить полнокровной жизнью. Общение со студентами — хороший заряд молодости. А общение со старыми, преданными друзьями — такое удовольствие! По сей день по ТВ, на разных каналах, наверное, фильмов десять с моей музыкой идут — «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Хочу в тюрьму», «Зависть богов», «Только в мюзик-холле», все «Гардемарины», сто тысяч раз «Небесные ласточки»… Я и сейчас в работе, пишу новую музыку для кино, сериала, сочиняю мюзикл.

Беседовал Болеслав СОКОЛОВ, фото автора

↑ Наверх