Владимир Казаченок в Эстонии — не за границей
«Долго говорить я с вами не смогу — у нас сейчас сборы. И не в Испании, не в Турции, а здесь. А вы думали — на теплых морях? Бюджета клуба не хватит на зарплату одного игрока российского первого дивизиона».
— Футболом интересуетесь? — обратился корреспондент «ВП» к местным мужичкам на остановке в Силламяэ после того, как рейсовый автобус в Таллин пересек эстонскую границу. — Слышали, кто ныне тренирует вашу команду «Калев»?
— «Все хотят иметь ребенка от Володи Казаченка», — ответил, хитро подмигнув, один из них. — Я питерский: всегда болел за «Зенит».
Апартаменты в модерновом доме, предоставленные Казаченку президентом «Калева», выглядят немного странно на фоне построенных в Силламяэ хрущевских пятиэтажек с характерными для Эстонии слегка покатыми, а не плоскими крышами.
«Долго говорить я с вами не смогу — у нас сейчас сборы, — заявил Владимир Александрович корреспонденту «ВП», который разыскал его в Силламяэ. — И не в Испании, не в Турции, а здесь. А вы думали — на теплых морях? Бюджета клуба не хватит на зарплату одного игрока российского первого дивизиона».
Тем не менее приглашение «Калева» Владимир Казаченок принял. Почему?
«После расформирования питерской «Смены-Зенита» из всех предложений, которые мне поступили, это показалось мне самым достойным, — пояснил тренер. — Во-первых, «Калев» сыграет в Лиге Европы. А во-вторых, Силламяэ, можно сказать, рядом с Питером — чуть больше 200 километров по шоссе, часа четыре на машине с учетом пограничного контроля. Никаких тебе перелетов — это не Владивосток. Кроме того, в этом городе я комфортно себя ощущаю. Чем-то он напомнил мне Светогорск, где я работал десять лет назад».
О том, что Силламяэ до революции был модным курортом, где любили отдыхать Петр Чайковский и академик Павлов, здесь ничто не напоминает — война стерла старый город с лица земли, а после нее он стал «городом-ящиком Нарва-10»: из добываемого в Эстонии черного сланца получали уран. Впрочем, производство это свернули двадцать лет назад. «Ни тебе вредности работы, ни загрязненности среды», — добавил Казаченок.
Однако кроме комфорта бытия для Казаченка важен уровень — как команды, так и эстонского чемпионата.
«Из того, что я видел на видеозаписях, а также живьем во время зимнего мини-футбольного турнира, где мы играли, мне показалось, что эстонский чемпионат по уровню сравним с российской первой лигой, — считает Казаченок. — Игроки хорошо обучены, разве что им немного не хватает скорости. Так что нелегкие матчи сборной России против эстонцев — совсем не случайность».
Впрочем, под питерского тренера российских футболистов закупать не будут — и дело не только в ограниченности бюджета, а в лимите на легионеров. В Эстонии он еще более жесткий — четыре иностранца в заявке на матч, из которых на поле одновременно могут находиться не более трех. Интересно, что граждане Латвии и Литвы легионерами в эстонском чемпионате не считаются.
Кстати, все игроки в команде говорят по-русски, для большинства этот язык родной. Так что «за границей» Казаченок себя совсем не чувствует. Тем более что и подавляющее большинство жителей Силламяэ, как и других городов северо-востока Эстонии, — русские. В магазинах, в транспорте, в общественных местах говорят по-русски. Ловится в Силламяэ и российское телевидение, даже питерские каналы.
А поскольку болельщики в Силламяэ в основном тоже русские, то и эмоции свои они выражают «не тормозя». Для восемнадцатитысячного Силламяэ свой клуб — такой же объект обожания, как и для пятимиллионного Питера «Зенит». Игроков узнают на улице, болельщики с удовольствием с ними общаются, ну а у Казаченка поклонники «Зенита» со стажем берут и автографы. Такое внимание тренера не может не радовать.
«Даже на тренировки собираются десятки зрителей, которые сидят на стадионе, невзирая на мороз, — восхищен Владимир Александрович. — Пришли болельщики на стадион и 23 января, когда было минус 20, на товарищеский матч с «Трансом» из соседней Нарвы. Правда, матч этот отменили из-за холода. Так они все пошли с нами в манеж, где мы отыграли несколько мини-таймов».
«Задачи у нас — выиграть все турниры в Эстонии, где выступаем, и достойно сыграть в Лиге Европы», — завершил беседу Казаченок. На здоровье он не жалуется. О гипертонии, которая вынудила его уйти с поста тренера «Химок» летом 2007 года, Владимир Казаченок даже не вспоминает.