Владимир Якунин: За «народные забавы» надо жестко наказывать
Еще одним гостем Балтийского пресс-клуба в минувшие выходные стал президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Темами его общения с журналистами стали мировой кризис, обеспечение безопасности при поездках на «Сапсане» и подготовка к зимней олимпиаде в Сочи.
Еще одним гостем Балтийского пресс-клуба в минувшие выходные стал президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Темами его общения с журналистами стали мировой кризис, обеспечение безопасности при поездках на «Сапсане» и подготовка к зимней олимпиаде в Сочи.
Начало конца или конец начала?
Вторая волна кризиса — будет ли она или это очередной миф? Несмотря на то что в последнее время на этот счет звучат успокоительные заявления, у Владимира Якунина особое мнение.
— Да, вторая волна началась, — уверен Владимир Якунин. — Во всяком случае именно об этом заявил на днях далеко не почитаемый мною Сорос. Пример тому не только Греция и Исландия, но и США и даже Германия. Во всяком случае безработица в этих двух ведущих экономических державах — самая высокая за послевоенный период. Однако надежды на выработку какой-то единой стратегии борьбы с кризисом уже нет.
Вначале, правда, державы пытались договориться о новых механизмах взаимодействия для преодоления жадности частного капитала. Но сейчас даже министр финансов США заявил, что общих принципов для финансовой сферы мира не существует. Пока страны не могут договориться об обеспечении взаимных интересов всех участников мировой экономики, будет иметь место защита интересов самых сильных в ущерб остальным.
Нужны жесткие меры
Что делать, чтобы обеспечить безопасность поездов на маршруте Москва — Петербург? Как добиться, чтобы население перестало «враждовать» с проносящимися мимо скоростными составами? Чем, по мнению главы РЖД, объясняется такая враждебность?
— Обеспечение безопасности зависит не только и не столько от усиления охраны путей и составов, — считает Владимир Якунин. — Здесь главное — степень зрелости общества. Так, с начала работы «Сапсана» было уже более пятидесяти попыток незаконного вмешательства в его движение. А ведь бросок камня в поезд, идущий под 250 километров в час, дает треть скорости пули! Бывает, кто-то камни на пути накладывает, снеговиков ставит... А некоторые депутаты преподносят это как борьбу с нуворишами. Какими? Нувориши на личных самолетах летают. А в поездах ездят обычные граждане, Мы, например, в дни юбилея Победы ветеранов возили, в том числе на «Сапсане». Они что, тоже нувориши? А сколько артистов, — любимых, кстати, народом, — путешествуют из Петербурга в Москву по два-три раза в неделю...
По мнению Владимира Якунина, дело здесь не в какой-то мифической «классовой ненависти», а в особенностях менталитета. Плюс практически полная безнаказанность.
— В бытность мою мальчишкой была у нас такая забава — забрасывать проходящие поезда камнями. На интерес, так сказать. Ведь реакции никакой на эти «шалости» не было, — говорит президент ОАО «РЖД». — А в самом начале работы в РЖД мне положили на стол выписку из архивного дела царских времен. 14-летний пацан решил посмотреть, что будет, если в желоба рельсов камней натолкать. И «посмотрел» — после наказания розгами загремел в Сибирь на восемь лет.
Когда начинались скоростные поезда в Европе, тоже хватало любопытствующих хулиганов. Жесткие меры вполне помогли с ними справиться.
Сочи подтягивает всю страну
ОАО «РЖД» и лично Владимир Якунин активно задействованы в рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи. От железнодорожной инфраструктуры во многом зависит, будут ли Игры комфортны для сотен тысяч спортсменов и болельщиков. Что происходит сейчас на олимпийских стройках?
— В Сочи мы строим пять крупных объектов, — рассказал Владимир Якунин. — Первое, с чем столкнулись: в стране не оказалось свободных проходческих машин нужной модификации. Как без них прокладывать тоннели и вообще вести работы в горных условиях? Заказывать новые — требовалось минимум шесть месяцев для исполнения заказа, если ждать — летели все сроки. Пришлось идти на нестандартный шаг. Загрузили имевшиеся «комбайны» в «Русланы», доставили их по воздуху в Италию на модернизацию и потом таким же ходом — обратно.
— Впрочем, сейчас там столкнулись с другой проблемой — недостаточной геологической изученностью региона. Там только тронь склон — все немедленно ползет. Мы уж даже экологами заделались, высадили более миллиона деревьев. А вместо десяти спиленных самшитов заложили целую самшитовую рощу — примерно 500 стволов, — говорит Владимир Иванович.
По мнению Владимира Якунина, Сочи воспитывает во всех участниках подготовки Олимпиады особую культуру:
— Мы, например, лучший в Европе завод по производству тюбингов там поставили. Городок строителей власти просят после окончания работ не уничтожать, оставить для социальных целей — согласитесь, это о многом говорит. И наконец, возродили даже старую традицию студотрядов. Этим летом международный студотряд из 1100 человек уже работает в полную силу. Так что Сочи, выходит, подтягивает всю страну...
Фото Натальи ЧАЙКИ