Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Вне зоны доступа

Еще год назад Литфонд обещал привести в порядок Дом писателей в Комарове, а воз и ныне там
Корреспондент «ВП» Виктория Аминова побывала на заснеженной писательской даче и выяснила у директора Дома творчества писателей (ДТП) Ивана Овинцева, почему он не доверяет писателям.



Год назад мне довелось присутствовать на открытии Дома творчества писателей в Комарове. Приехали писатели, все произносили торжественные речи, и было по-настоящему радостно — оттого, что в этом доме, известном по многим произведениям послевоенной советской литературы, снова налаживается жизнь. И творческая, и бытовая: еще недавно разгромленные номера, в которых обломки мебели были обильно посыпаны опавшей штукатуркой, теперь стоят чистенькие и уютные, готовые принимать постояльцев. Книги из библиотеки спасены и отмыты питерскими писателями, а в ярко освещенной столовой собирались гости. Казалось, что теперь все будет по-новому, и может быть, вдохновение, которое когда-то жило в этих стенах, снова сюда вернется. Особенные надежды внушила речь Ивана Переверзина, председателя Литературного фонда России, являющегося собственником дома. Иван Иванович обещал, что скоро здесь все изменится: будут отремонтированы старые здания, построены новые, дом творчества превратится чуть ли не в санаторий для писателей.
И вот прошел год, я снова в Комарове, мой собеседник Иван Овинцев (на фото) — директор ДТП — рассказал мне, как обстоят дела в доме и почему он снова вынужден просить поддержки у нашей газеты.



— Иван Николаевич, расскажите, как прожили вы этот год.

— 2010 год прошел для нас под знаком ожидания, нам все время обещали, что вот-вот что-то начнется, но так ничего и не началось. Летний сезон прошел благополучно, но без всякой поддержки Литфонда. У нас отдыхали и писатели, и не писатели, так что мы могли зарабатывать какие-то деньги. За это время мы создали коллектив, у нас появились бухгалтерия, администраторы, команда обслуживающего персонала. Но у нас нет инфраструктуры развлечений, которая необходима для привлечения отдыхающих, и номерной фонд как был неухоженным, так и остался. Все оборудование, начиная с кухонного и кончая пожарной сигнализацией, подлежит обновлению. Но для этого нужны деньги, которых у нас нет. Литературный фонд России в лице господина Переверзина все не перестает обещать нам, президиуму, писателям. В «Литературной газете» даже публикуют статьи о том, как много Переверзин собирается сделать, а то и уже сделал для Дома творчества в Комарове, но это все вранье. На самом же деле с сентября нам не хватает денег даже на заработную плату. А ведь начался отопительный сезон, появилась необходимость покупать солярку, нужно содержать кухню, даже несмотря на то, что у нас сейчас живут не 30 — 40 человек, как летом, а один-два, но ведь их тоже надо кормить.
Литфонд нас просто бросил, и мы не знаем, что делать. Либо нас нужно дотировать, как положено по уставу, либо закрывать. Я наемный директор, скромный завхоз, я не могу принять такое эпохальное решение — закрыть Дом писателей, но и содержать его я не могу, у меня нет таких денег. Я уже и так занимаю деньги у родственников, чтобы как-то поддерживать жизнедеятельность дома.

— Как это — закрыть дом творчества? Но ведь тогда здесь опять все придет в упадок — и уже без надежды на восстановление...

— Но это уже не мои проблемы, это проблемы Литфонда. А что я могу сделать? Даже не могу делать займы или привлекать сюда инвесторов, мои полномочия ограничены уставом. Литфонд создавался как демократическая организация, но сейчас там царит феодализм, потому что все решает один человек — председатель Иван Переверзин, а его никогда нет на месте, у него то суды, то командировки, то он в отпуске. Мы неодно-кратно обращались к писателям с просьбой созвать конференцию писателей Санкт-Петербурга, и пусть они, как члены Литфонда, решат, что делать с домом. Но вот уже 7 месяцев, как они не могут собраться на эту конференцию. Писатели много говорят о том, как они любят этот дом, но на деле я их любви не вижу, сплошные «сопли», разговоры о том, «как молоды мы были, как весело дружили, как гуляли в Комарове». Я бы сказал, что многие писатели страдают синдромом социального инфантилизма, и на последнем правлении Санкт-Петербургского отделения Литфонда я им высказал свое недоверие. Есть, конечно, у нас небольшая группа поддержки из писателей, они к нам ездят и как-то помогают. Вот, скажем, поэты Олег Левитан и Виталий Дмитриев приехали перед Новым годом и построили нам горку, за что им большое спасибо.

— Как, по-вашему, оптимально было бы разрешить судьбу Дома творчества?

— Мне представляется, что надо поставить вопрос о национализации хотя бы нашего конкретного Дома творчества. Литфонд в прежние времена был мощной и богатой организацией, а сейчас пришел в упадок. Для того чтобы существовать и платить налоги,  ему приходится продавать какие-то объекты недвижимости, которые находятся в его собственности. Например, сказали, что продадут детский садик, чтобы помочь нам. На самом деле этот садик давно продали, а никаких денег мы не увидели, идет какая-то нечестная игра. Я понимаю, что во главе фонда стоят творческие люди — писатели, поэты и критики, которые ничего не понимают в экономике.
За 2010 год мы написали 60 запросов, и ни  на один не получили ответа. Мы писали не потому, что у нас эпистолярное хобби, а потому, что по уставу мы не можем действовать самостоятельно, а все должны согласовывать с собственником — с председателем Литфонда, но собственник «в бегах».

— Если представить, что финансирование наладится, как вы видите развитие Дома писателей?

— Я вижу его как дом отдыха для малобюджетных людей — учителей, врачей и так далее. Мы не стремимся к суперкомфорту, для полноценного отдыха достаточно чуть улучшить то, что у нас есть. У нас хороший, вежливый персонал и вкусная домашняя еда. А вторая линия развития — превратить это место, так сказать, в заповедник истории литературы второй половины XX века, потому что практически все писатели того времени здесь отдыхали. Сейчас у нас есть совместный проект с Пушкинским домом, они планируют устроить здесь пребывание переводчиков. Переводчики из разных стран будут приезжать на несколько месяцев, жить у нас и работать с авторами. Еще есть проект — создание на нашей базе дома дружбы народов, это очень актуально в период конфессиональных и этнических разногласий, которые мы, к сожалению, наблюдаем сейчас. Мы могли бы устраивать декады национальных культур и приглашать писателей, поэтов, художников, музыкантов из бывших советских республик. Конечно, для этого нужно будет спонсирование, ведь это не коммерческий проект, а культурологический, приносящий дивиденды в будущем. Но пока у нас не будет четкого финансирования со стороны Литфонда, мы ничего не можем предпринять, не можем даже закрыть двери и уйти отсюда, хотя уже завтра нам не на что будет покупать солярку (пока еще мне ее давали в долг), а значит, нечем будет отапливать помещения. Пусть нам хотя бы дадут команду закрыть дом, тогда это будет на совести Литературного фонда и федерального правительства, потому что потерять такое уникальное место, конечно же, стыдно. Но я надеюсь, что можно обойтись без крайних мер: если писатели нас поддержат, если они будут сюда приезжать, то дом будет жить.

Виктория Аминова
Фото Юлии КУЛЬКИНОЙ

↑ Наверх