«Водка — это да!»
Что общего между знаменитым оркестром Дюка Эллингтона, чьи джазовые композиции давно признаны классикой жанра, и Днем Победы? А то, что в январе 1943 года, за полтора года до открытия союзниками второго фронта, оркестр дал концерт в Нью-Йорке — в «Карнеги-холле» — и отправил всю выручку на поддержку Красной Армии, чтобы помочь Советской России.
Что общего между знаменитым оркестром Дюка Эллингтона, чьи джазовые композиции давно признаны классикой жанра, и Днем Победы? А то, что в январе 1943 года, за полтора года до открытия союзниками второго фронта, оркестр дал концерт в Нью-Йорке — в «Карнеги-холле» — и отправил всю выручку на поддержку Красной Армии, чтобы помочь Советской России.
Но вот побывать в этой самой России у Дюка и его «банды» получилось только в сентябре 1971 года в качестве посла доброй воли — тогда готовился визит президента США Ричарда Никсона в СССР. Гастроли начинались с Ленинграда — в БКЗ «Октябрьский» был дан фантастический концерт, о котором долгое время ходили легенды.
«Это были уникальные гастроли! Представьте себе 70-е годы: для нас слушать этот коллектив было какое-то откровение, — поделилась воспоминаниями нынешний директор БКЗ Эмма Лавринович. — Город обсуждал только одну тему: как приобрести билеты на выступление Дюка Эллингтона. Концерт начался в восемь часов вечера и закончился в 23.00. Но когда все музыканты ушли со сцены, Дюк Эллингтон сел за рояль и еще целый час — один! — выступал. Это было состояние радости, счастья».
И вот теперь, почти сорок лет спустя, творческая группа БКЗ пригласила в Петербург прославленный джаз-бэнд, 11-кратного обладателя премии «Grammy». И посвящен концерт был 65-летию Победы — такую идею подсказала музыкантам Эмма Лавринович.
Музыканты знаменитого оркестра восхищались Исаакиевским собором.
Прежде всего музыканты, устроившись в отеле, погуляли по городу. И остались безмерно довольны — и архитектурой, и искусством (Эрмитаж!), и ресторанами. «Они неприхотливы, ничего необычного не требовали, — рассказали «Вечёрке» организаторы гастрольного тура. — Наоборот, музыканты восхищались всем подряд, так что с ними приятно было работать».
Томас Келвин Джеймс: «Россия для нас — приятный сюрприз».
Главную скрипку в оркестре, естественно, играет дирижер, композитор и клавишник Томас Келвин Джеймс. «Для меня большая честь продолжать традиции Дюка Эллингтона, который был музыкальным дипломатом», — заметил мистер Джеймс на встрече с журналистами. А затем, белозубо улыбаясь, рассказал, что гастролирует по миру с оркестром около 22 лет, но никогда не был в России. Что здесь его ожидали только положительные сюрпризы.
Мистер Джеймс помнит свое первое знакомство с Дюком Эллингтоном, первое соприкосновение с его творчеством — у отца было много его записей. «Но моя мама хотела, чтобы я был вначале адвокатом», — развел руками маэстро. «Как все мамы», — улыбнулась Эмма Лавринович. «И только после упорной борьбы с родителями я поступил в музыкальный колледж», — продолжал откровенничать Томас Келвин Джеймс. Но тем не менее он успел еще пройти курс медицины, правда, потом все это бросил, чтобы «заняться музыкой на все 100 процентов».
Как оказался в оркестре? Да очень просто: «Помню тот воскресный день, когда мне позвонил сын Дюка — Мерсер — и сказал: «Я слышал, что ты играешь на пианино. Может, сыграешь с нами?» Я почувствовал гордость и согласился. Помню свое первое выступление с оркестром — 12 октября 1987 года, была пятница, играли в отеле. Но у меня не было смокинга, и когда я пришел одетый, как обычно, у меня изумленно спросили, показывая на костюм: «Что это?» На следующий день я уже играл в смокинге. И с тех пор все время выступаю с этим оркестром, ведь я еще и композитор — понимаю, как играть на разных инструментах. Конечно, мы уже не тот оркестр, который был создан в 1923 году самим Дюком Эллингтоном, но мы хотим соответствовать его оригинальным аранжировкам, поэтому храним традиции». И правда, ведь идея Эллингтона была в том, чтобы солисты как можно меньше отходили от темы, играли в одном стиле.
«Когда вы растете в Америке, то у вас совсем другое впечатление о том, что такое Россия, и я рад, что многие вещи, которые слышал о России, — неправильные...» — радовался мистер Джеймс. «Вечёрка» тут же поинтересовалась, что маэстро имеет в виду. Он заулыбался. «У вас светит солнце, — показал дирижер на окно. — А нам говорили, что здесь все серое. Когда вернусь домой, то скажу всем своим друзьям: «Копите деньги и приезжайте в Россию!» Я абсолютно серьезно это говорю, от души: Россия — это приятный сюрприз!»
«У нас тоже свои стереотипы в отношении зарубежных гостей, — делюсь с мистером Томасом. — Когда иностранцы приезжают сюда, то обычно налегают на икру и водку». («Вы, наверное, забыли, — слышу реплику Эммы Васильевны, — черная икра у нас под запретом!») «Мне икра не очень нравится, — оживился маэстро. — А вот водка — это да!»
Фото Д. СУХОДОЛЬСКОГО и Маши КУКАТОВОЙ