Вокруг Арктики — за 80 дней
В минувшую пятницу российская яхта «Петр I» отправилась из Петербурга устанавливать рекорд, равного которому еще не было за всю историю мореплавания. Экипаж «Петра I» собирается за одну навигацию совершить так называемую арктическую кругосветку - ...
В минувшую пятницу российская яхта «Петр I» отправилась из Петербурга устанавливать рекорд, равного которому еще не было за всю историю мореплавания. Экипаж «Петра I» собирается за одну навигацию совершить так называемую арктическую кругосветку — пройти по Северному Ледовитому океану как Северным морским путем, вдоль побережья России, так и Северо-Западным проходом, вдоль Канады и Аляски, тем самым замкнув окружность длиной 3500 миль вокруг Северного полюса.
Такого еще не удавалось совершить никому — даже на современных атомных ледоколах. А ведь «Петр I» — обычная крейсерская яхта, даже не ледового класса. И размерами не впечатляет — длина всего лишь 18,5 метра, ширина — 4,6 метра, а водоизмещение — 30 тонн. На что же рассчитывает ее экипаж, отправляясь в такую авантюру?
Капитан Даниил Гаврилов (крайний слева) и его экипаж готовы бросить вызов Арктике.
«Прежде всего — на точный расчет и скрупулезный анализ карт ледовой обстановки, которые мы регулярно будем получать по Интернету из Института Арктики и Антарктики во время нашего плавания, — говорит капитан яхты Даниил Гаврилов. — Мы не собираемся вмерзать в лед и дрейфовать, подобно знаменитому «Фраму» Фритьофа Нансена, а будем искать чистую воду и двигаться по ней».
Кроме того, яхта полностью переоборудована, утеплена, даже краска теперь на ней морозоустойчивая — такая, какой покрывают ледоколы. Впрочем, капитан шансы оценивает достаточно осторожно — 50 на 50.
Даниил — потомственный моряк. Его отец, Юрий Гаврилов, — в прошлом военный моряк, а в конце 1990-х — начале 2000-х участвовал в полярных экспедициях яхты «Апостол Андрей». Именно эта яхта в 1999 году стала первым парусником, преодолевшим Северный морской путь. А тремя годами позже «Апостол Андрей» прошел и Северо-Западным проходом. Британский королевский крейсерский яхт-клуб признал это самым выдающимся достижением мирового яхтинга.
Ну а теперь сын хочет превзойти отца. Даниилу Гаврилову 25 лет, и именно таков средний возраст экипажа, состоящего из восьми человек. Капитан закончил Морскую академию им. адмирала С. О. Макарова, кроме него профессиональных моряков нет. К примеру, боцман Николай Дунаев «в мирное время» — учитель информатики, матрос Сергей Дунаев, по совместительству пресс-атташе экспедиции, работает в сфере кинопроизводства, а старший помощник капитана Елена Соловьева — единственная женщина на борту «Петра I» — менеджер.
Настя Гаврилова, сама в прошлом яхтсмен, мужа хорошо понимает.
Кстати, Елена энергично отвергла опасения насчет того, что она будет «слабым звеном» в экипаже. «На современных яхтах физическая сила не столь важна — многие операции механизированы, например паруса поднимают лебедки, — сказала она. — А с нашим экипажем у меня проблем нет — они мне, как старшему помощнику, беспрекословно подчиняются. И опыт совместного плавания у нас есть — в прошлом году мы участвовали в регате «Tall Ship Race».
«Петр I» размерами не впечатляет.
Арктическая часть путешествия «Петра I» составит 3500 морских миль, однако общая длина маршрута гораздо больше — яхта стартует из Петербурга и финишировать должна тоже в Питере. За месяц яхта обогнет Скандинавию и 1 июля должна прибыть в Мурманск. В Мурманске к экипажу присоединится Юрий Гаврилов, чей опыт покорителя Арктики, считает Даниил Гаврилов, просто бесценен.
Далее на пути — самая северная точка Евразии, мыс Челюскин на полуострове Таймыр, который предполагается пройти не позднее 15 августа, и самая восточная — мыс Дежнева, на Чукотке, который предполагается оставить за кормой 1 сентября. Далее в течение месяца мореходы рассчитывают преодолеть Северо-Западный проход, после чего выйти на просторы Атлантики. На покорение Арктики уйдет 80 — 90 дней, а ориентировочное время возвращения домой — середина ноября.
Кстати, условия пребывания на яхте сделаны по максимуму комфортными, насколько это возможно в таких условиях. И еда обещает быть достаточно разнообразной и вкусной, в составе экипажа есть даже освобожденный от вахт кок Алексей Васильев, а на камбузе — тушенка, грибы, есть овощи и фрукты и даже кондитерские изделия к чаю. Так что ребятам не придется заталкивать в себя размоченные сухие смеси, «закусывая» их слабительным, как это приходится делать яхтсменам-гонщикам.
«Успех нашей экспедиции позволит закрепить ведущую роль России в освоении Арктики, — считает Даниил Гаврилов. — Одновременно с нами арктическую кругосветку, только в западном направлении, попытается совершить тримаран из Норвегии. Надеюсь, пальма первенства будет за нами».
Проводить яхту в опасное путешествие пришла и глава Российского императорского дома Мария Владимировна с сыном Георгием. «Как здорово, что российский флаг снова будет гордо реять над Арктикой!» — порадовалась она.
Фото Натальи ЧАЙКИ