Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Волшебная сила искусства

Где грань, с одной стороны, между нормальностью и ненормальностью, с другой — между гениальностью и безумием? Музей игрушки до 14 марта приглашает на выставку «Сублимация в игрушке», где показаны работы пациентов Психоневрологического диспансера № 1.

Где грань, с одной стороны, между нормальностью и ненормальностью, с другой — между гениальностью и безумием? На эту тему написаны диссертации и романы, сняты фильмы… а вывод по сути только один: грань эта очень тонкая. Ну и второй: часто люди, которых считают неполноценными, мыслят глубже и ярче, чем «нормальные». Еще раз задуматься об этом нас призывают две выставки, проходящие в нашем городе: в Музее игрушки и Музее городской скульптуры.

Серьезная игрушка

Музей игрушки до 14 марта приглашает на выставку «Сублимация в игрушке», где показаны работы пациентов Психоневрологического диспансера № 1. Художник Александр Блинов работает с пациентами больше года. За это время его подопечные создали причудливых драконов и динозавров, зверушек и птичек и даже… модель подводной лодки. Все объекты — кинетические, снабжены нехитрыми механизмами: птица хлопает крыльями, динозавр переставляет лапы-тумбы, чудища на велосипедах ездят по кругу, и так далее. Самое удивительное, что этот пестрый и радостный мир создавали люди от тридцати до пятидесяти, никогда не учившиеся никакому ремеслу и всю жизнь проведшие в стенах лечебницы.


Инна Борисова, Михаил Яковлев. Кот, стреляющий глазами.


«Поначалу им было трудно заставить себя начать работать: сидят по полчаса и ничего не делают, — сказал Александр Блинов в беседе с корреспондентом «ВП». — А сейчас завалили меня предложениями, приносят сломанные вещи... Сначала они делают эскизы, потом мы думаем, как это воплотить. Так что образная часть — их фантазия. Я помогал им только в том, чего они не могли сделать сами: например, на токарном станке что-нибудь подточить. Основной материал — отходы фанеры. Конечно, когда стали делать движущиеся объекты, мне пришлось продумывать, как привести конструкцию в движение». По окончании выставки часть работ поедет на Московскую триеннале.


Слон в горошек.


Страшный заяц. 


Податливая глина


Вслед за Музеем игрушки Новый выставочный зал Музея городской скульптуры до 3 марта приглашает на выставку «Врачи прилетели» — на ней мы увидим работы, выполненные в студии при Городской психиатрической больнице № 6. Студия работает уже четвертый год под руководством скульптора Инны Позиной, ей помогают художники Вера Светлова и Александр Семенов. Пациенты занимаются живописью, графикой, анимацией, но самое популярное направление — мелкая скульптурная пластика. В основном герои — зверушки и человечки, но встречаются глиняные танки и даже… один мобильный телефон.


Александр Суминов. Крылатый дракон.


«Рисовать многим неловко — боятся чистого листа, а с глиной этого не происходит, ее можно мять сколько угодно, — говорит Инна. —  Для меня это поначалу было еще большей терапией, чем для них, я научилась у них радости. Искусство — само как врач, процесс творчества укрепляет иммунитет… ну, наподобие витаминов. Мне интересно, как люди, не имеющие никакого опыта, начинают что-то делать. В искусстве нет разницы, кто больной, кто здоровый. Кстати, их творчество тем и хорошо, что не зависит от рынка, от моды…»

Большинство людей наверняка слышали про арт-терапию — пациенты рисуют и это помогает врачу в процессе лечения, а самим пациентам дает возможность лучше разобраться в себе. Но то, чем занимаются с пациентами психиатрических лечебниц петербургские художники, называется по-другому — аутсайдер-арт. Цель — именно создание произведения искусства. Однако, посмотрев обе выставки, совершенно не хочется называть художников-любителей аутсайдерами: их мышление позитивно, работы ярки и остроумны...

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх