Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 6 ноября 2024

Восемь километров по Обводному

Итак, начнем подробно обследовать Обводный канал. Прогулка первая. У самого истока канала можно спуститься к воде. И не по гранитным ступеням, а по земле, ибо небольшой участок канала между Невой и Шлиссельбургским мостом не одет камнем.

Итак, начнем подробно обследовать Обводный канал. Прогулка первая.

(Продолжение. Начало в номере за 23 октября).

У самого истока канала можно спуститься к воде. И не по гранитным ступеням, а по земле, ибо небольшой участок канала между Невой и Шлиссельбургским мостом не одет камнем. Ветки тополей нависают над гладью воды, срез берега может дать представление о почве. К примеру, о том, что она глинистая. Становится понятным, отчего южней Обводного канала строилось много кирпичных заводов. В общем, приходите, исследователи!

У истока


В Дёминском саду стоит колонна, бывшая когда-то памятным знаком. Теперь на ней нет никаких опознавательных знаков, в честь какого события ее поставили. Есть только корявая надпись «черная сотня», сделанная черной краской. Ну а имя сада происходит от прежнего названия улицы Профессора Качалова — Дёминской, которое она получила в марте 1871 года по фамилии управляющего стеклянного завода Дёмина. Дом, в котором он жил, находился напротив этого сада.

С изрядной долей иронии о судоходном прошлом напоминает расположенное на противоположном, северном берегу предприятие по продаже катеров и яхт. Небольшая пристань, правда, находится со стороны Невы, а на Обводный канал выходит деревянный спуск наподобие деревенских мостков, по
которым спускаются женщины стирать белье.

Тем не менее от истока канала открывается прекрасная панорама противоположного берега Невы. Жилые дома, построенные незадолго до Великой Отечественной войны по проекту Григория Симонова и Бориса Рубаненко, — украшение Малоохтинского проспекта и правого берега Невы в районе моста Александра Невского.

Ну а панорама, открывающаяся с одного из старейших мостов, переброшенных через Обводный канал — Шлиссельбургского, заставляет нас задержаться на этом мосту, расположенном в створе проспекта Обуховской Обороны.

Два моста

В 1832 — 1833 годах по проекту Петра Базена был построен однопролетный арочный мост на устоях из бутовой кладки с гранитной облицовкой, а до этого несколько лет в период производства работ по прорытию канала был переброшен деревянный мостик.

Любопытно, что рядом с мостом располагалась будка, в которой сидел унтер-офицер. Всякий проезжающий через заставу, названную Невской, должен был предъявить документ, ведь южный берег Обводного канала не входил в черту города. Все поселения, располагавшиеся южнее канала вдоль Шлиссельбургского тракта, находились за Невской заставой.

 

Памятник на могиле одного из первых русских летчиков — Льва Мациевича.

 


Интересна история названия моста. Первоначально, в 1828 году, он был Заводским мостом, поскольку на левом, то бишь южном берегу канала со времен Екатерины II располагался Императорский стеклянный завод. Императрица подарила несколько стекольных заводов своему фавориту Григорию Потемкину, и он решил поставить их на землях, расположенных южнее Александро-Невского монастыря, в своей загородной усадьбе «Озерки», которая называлась так по существовавшим там озерам. Память об одном из них — Глухом озере — сохранилась до наших дней в названии Глухоозерского шоссе.

После смерти Потемкина его стекольный завод отошел в казну.

В 1849 году мост значится как Ново-Архангельский, поскольку Шлиссельбургский тракт или проспект иногда назывался и Архангелогородским.

В 1886-м мост капитально перестроили, пролет перекрыли дубовой аркой. Перильные ограждения на устоях были чугунные, на пролетном строении — стальные.

Со временем Шлиссельбургский проспект приобрел важное транспортное значение. Базеновский мост не мог обеспечить нормальное движение по проспекту всех видов транспорта. Потребовались его реконструкция и расширение. И в 1928 — 1929 годах старый Шлиссельбургский мост заменили железобетонным однопролетным арочным. Его авторы — инженеры Б. Д. Васильев и О. Е. Бугаева. Длина моста ныне составляет 34,8 метра, ширина — 24 метра. Но, судя по пробкам, и этот мост уже не справляется с транспортным потоком. Правда, если в 1928 году основным транспортом были трамваи и запряженные лошадьми телеги, а меньшую часть составляли грузовики, то теперь подавляющее количество машин, создающих пробки, — легковые.

В память о летчике

К правому берегу Обводного канала примыкает юго-восточная часть Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Исторические захоронения на этом кладбище — отдельная тема, но об одном из них все же следует рассказать. Из-за ограды хорошо видна гранитная колонна. Это памятник работы известного архитектора Ивана Фомина, установленный на могиле Льва Мациевича.

Один из первых русских летчиков Лев Макарович Мациевич (1877 — 1910) погиб во время показательного полета на Комендантском аэродроме. Причины его гибели остаются по сей день загадкой...

В 1907-м судьба связала Мациевича с Балтийским заводом, где он наблюдал за постройкой подводных лодок. Здесь он разработал четырнадцать проектов подводных кораблей, изобрел двигатель, пригодный и для подводного, и для надводного хода лодок.

 

Старый Шлиссельбургский мост заменили железобетонным.

 

 


В 1909 году представил в Морской генеральный штаб России разработанный им первый в мире проект авианосца, способного нести двадцать пять самолетов. Кроме того, он представил и проект специального аэроплана с усиленным шасси, который предназначался для посадки летательного аппарата на плавсредство.

В марте 1910-го капитан Мациевич был направлен во Францию для изучения мирового авиационного опыта. Лев Макарович вернулся в Россию с лицензией пилота, подписанной всемирно известным конструктором и летчиком Анри Фарманом, 13 сентября 1910 года, когда в столице империи на Комендантском аэродроме началась первая авиационная неделя, а следом за ней последовал первый праздник воздухоплавания.

...В 18.00 выстрел сигнальной пушки известил об окончании праздника, но народ не расходился, следя за полетом Мациевича на «Фармане». В 18.08 в небе раздался треск, а на трибунах вздох ужаса. С четырехсотметровой высоты падал разламывающийся на части самолет, летчик что-то кричал. По заключению врачей, смерть Мациевича наступила уже на земле. Его хоронили как национального героя.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх