Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 6 ноября 2024

Восемь километров по Обводному

Продолжаем подробно обследовать Обводный канал. Имя святой блаженной Ксении Петербургской носит Церковная благотворительная больница, расположенная в доме № 19. А за ней кончается территория Александро-Невской лавры ...

Продолжаем подробно обследовать Обводный канал. Прогулка шестая.

(Продолжение. Начало в номерах за 23 и 30 октября, 6, 13, 27 ноября и 11 декабря).

Имя святой блаженной Ксении Петербургской носит Церковная благотворительная больница, расположенная в доме № 19.

А за ней кончается территория Александро-Невской лавры, занимающей практически весь Монастырский остров. От лавры получила название и река Монастырка, отделяющая этот остров от Безымянного острова, на котором расположена значительная часть исторического Петербурга. Как самостоятельный проток эта речка образовалась только после прокладки Обводного канала, а до того входила в состав Волковки, которая до 1887 года была Черной речкой. Черной была и Монастырка, однако ей новое имя дали раньше — в 1864 году она стала Монастырской речкой. Практически сразу она превратилась в Монастырку.

Казачья топонимика

Через нее вдоль Обводного канала перекинут Казачий мост. Затруднительно сказать, в истоке реки или в устье он расположен, поскольку течение Монастырки зависит главным образом от направления ветра.

Легче с названием моста, появившегося в 1833 году. Он назван по казачьим казармам, располагавшимся вдоль Обводного канала на довольно значительном участке.

В 1843 — 1860 годах архитектор Иван Черник совместно с Александром Гемилианом выстроили здесь комплекс казарм с конюшнями и подсобными помещениями. Мемориальная доска, установленная на доме № 23, напоминает, что до 1917 года «здесь квартировали лейб-гвардии Казачий его величества и лейб-гвардии Атаманский его императорского высочества наследника цесаревича полки». Доску венчает императорская корона.

То, что главным архитектором строительства этих казарм был выбран Иван Денисович Черник, вполне логично, поскольку он происходил из кубанских казаков.

Начало этого комплекса связано с переводом в Петербург из Новой Ладоги 6-й Донской батареи. Лейб-гвардии Казачий полк, сформированный в 1795 году, комплектовался донскими казаками. В обязанности ему вменялась охрана императора, в том числе в те моменты, когда самодержец следовал со своей свитой.

В казарменном комплексе, в доме № 25, существовала церковь гвардейских казачьих частей.

До 1860-го, то есть до окончания формирования всего комплекса, казаки для молитвы посещали Александро-Невскую лавру. Это было не совсем удобно, и потому инженер-поручик лейб-гвардии Казачьего полка Виктор Алексеевич Родионов в 1859 году высказал идею устройства собственной церкви. Он написал письмо на имя императрицы: «...в составе гвардейского корпуса находится полк, при котором нет церкви, где бы возносились молитвы о благоденствии Отечества и о здравии Царствующего Дома, тогда как прикомандированный к полку полуэскадрон крымских татар имеет своего муллу и свою мечеть».

Супруга Александра II Мария Александровна, которую князь Петр Алексеевич Кропоткин, бывший камер-пажом Александра Николаевича и ставший ученым-географом и проповедником социалистических идей, в «Записках революционера» называл «наиболее симпатичной» из «всей императорской фамилии», изъявила свою волю атаману войска Донского генерал-лейтенанту Михаилу Григорьевичу Хомутову. Она повелела устроить к октябрю 1860 года храм в третьем этаже углового корпуса казарм.

3 октября, накануне полкового праздника, в день которого в 1813 году казаки отличились в битве под Лейпцигом, протопресвитер, императорский духовник Василий Борисович Бажанов освятил церковь во имя священномученика Иерофея, епископа Афинского.


Старые депо будут соседствовать с новыми мостами.


Новый вид транспорта


В 1918 году храм был закрыт, а казачьи полки расформированы. В здании казарм в революционное время располагался электротехнический батальон, принимавший участие в свержении Временного правительства, отчего Атаманская улица, огибающая с севера памятник военной истории вытянутой буквой «п», с 1923-го по 1993 год именовалась улицей Красного Электрика.

На этой улице в 1907 году по проекту Леонида Норенберга и Алексея Зазерского была построена Центральная электростанция городского трамвая, питавшая через трансформаторные подстанции трамвайные линии только что открытого в городе нового общественного вида транспорта, который девять десятилетий являлся своеобразной визитной карточкой города на Неве.

Долгое время в бывших казачьих казармах располагалась строительная войсковая часть. В начале 1990-х военные покинули казармы, помещения в зданиях заняли различные арендаторы. Комплекс горел, конюшня разрушалась. Сейчас казарменный комплекс, взятый под государственную охрану, постепенно приводится в порядок.

От казачьих казарм ведется и название Атаманского моста через Обводный канал.

Мост расположен в створе Кременчугской улицы и Глухоозерского шоссе.

С восточной стороны Атаманского моста Обводный канал значительно шире, чем с западной. Это объясняется тем, что здесь предполагалось скопление грузовых судов. На противоположной стороне находится тупиковый бассейн Обводного канала. Большая его часть не видна. Он расположен внутри промышленно-складской зоны, находящейся на полуострове, образованном каналом и бассейном, и предназначался для стоянки судов.   


Казармы лейб-гвардейского полка, который охранял императора.


Американские мосты

Значительный интерес представляют реконструируемые сейчас Американские мосты. Появление первого из них относится к середине XIX века.

На плане 1857 года он показан как Николаевский, по Николаевской железной дороге, однако с 1860 года за ним закрепилось современное название, в котором нашла отражение история его строительства. Дело в том, что его пролетное строение было выполнено по новейшей по тем временам системе американского инженера Уильяма Гау. Оно представляло собой сочетание деревянных поясов и раскосов с металлическими вертикальными тяжами. Примечательно, что американец не знал точных расчетов, и сечения элементов выполнялись им эмпирически. На помощь пришел русский ум. Теорию расчетов этой системы создал выдающийся инженер Дмитрий Журавский, который впоследствии прославился проектом сооружения металлического шпиля колокольни Петропавловского собора. Эту теорию он изложил в своем труде «О мостах раскосной системы Гау». На строительстве железной дороги Журавский работал помощником другого американского специалиста — Джорджа Уистлера.

В 1906 году при расширении вагонного хозяйства станции Санкт-Петербург-Главный был построен 2-й Американский мост, перенявший название от первого.

Тот мост существовал до конца 1880-х. Впоследствии здесь построили новый трехпролетный деревянный автогужевой мост, который в 1932 году реконструировали. Название Американских прочно закрепилось за железнодорожными мостами.

Современный железобетонный мост построен в 1972 — 1975 гг. по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора Льва Носкова. Под береговыми устоями созданы сходы на нижний ярус набережной, сооружены проходы под мостом.

Между ними на северном берегу канала стоят депо — старейшие ремонтно-транспортные сооружения Петербурга. На них установлены созданные по проекту архитектора Валериана Кирхоглани и скульптора Сергея Есина четыре мемориальные стелы, посвященные истории паровозостроения.

А сразу за Американскими мостами в Обводный канал вливается река Волковка, когда-то составлявшая с Монастыркой одно целое.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх