Восемь километров по Обводному
Печальное безжизненное пространство бывшей прядильно-ткацкой фабрики продолжает здание клуба имени 10-летия Октября, также представляющее собой заброшенный объект.
Итак, пойдемте дальше вдоль Обводного канала. Прогулка восьмая.
(Продолжение. Начало в номерах за 23 и 30 октября, 6, 13, 27 ноября и 18 декабря 2009 года, 11 и 22 января).
Печальное безжизненное пространство бывшей прядильно-ткацкой фабрики продолжает здание клуба имени 10-летия Октября, также представляющее собой заброшенный объект.
Перед ними проходят трамвайные пути. Только электрических проводов над рельсами нет. Уже несколько лет отсюда был снят трамвайный маршрут, а незадолго до этого отремонтированные пути не убрали.
Типография имени Ивана Федорова — одна из лучших в советское время.
То, чего не может быть
Глядя на рельсы, ведущие в никуда, невольно вспоминаешь заброшенные, «полузаросшие пути» из стихотворения ленинградского поэта Семена Ботвинника, пути, которые «всегда идут обратно».
Ведут сквозь свет,
ведут сквозь тьму,
и ты идешь, забыв усталость,
а приведут они к тому,
чего и вовсе не осталось...
«Чего и вовсе не осталось», мы только что увидели, а теперь попытаемся увидеть то, чего вообще не было.
На противоположном берегу Обводного канала весьма важное место в архитектурно-пространственной среде занимает здание бизнес-центра «Нептун», расположенное на территории, которую занимает центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Нельзя сказать, что «Нептун» украшает весьма скудную панораму этой части канала. Главное, что здание, построенное в то время, когда никакие архитектурные излишества не допускались, ее не портит.
А в начале 1930-х здесь предполагалось создать площадь Народовольцев — первый из общегородских общественных центров, посвященных историко-революционным событиям. Почему площадь Народовольцев — понятно. Это территория бывшего Семеновского плаца, на котором в апреле 1881 года казнили пятерых членов группы «Народная воля», убивших императора Александра II. Еще раньше, в1849-м, здесь проходила гражданская казнь петрашевцев. Писатель Федор Достоевский был в числе приговоренных к смертной казни, в последний момент замененной каторгой.
Разрабатывался проект площади под руководством архитектора Льва Ильина. Предполагалось пробить улицу Дзержинского, как в ту пору называлась Гороховая, до Обводного канала, чтобы раскрыть с южной границы исторического центра вид на главную доминанту левого берега Невы — башню Адмиралтейства. Зодчий, превосходно ощущавший душу Петербурга — Ленинграда, намеревался создать новую площадь, застроив ее корпусами Дворца промышленности, которые органично вписались бы в сложившуюся городскую среду.
«В северо-восточном углу, почти точно на историческом месте казни, намечалась установка памятника народовольцам, — пишет в монографии «Лев Ильин» Екатерина Бусырева. — Внутреннее пространство площади оказывалось сравнительно небольшим благодаря ряду вспомогательных корпусов, выстроенных в системе строчной застройки. Этим приемом формировалась четкая геометрическая форма площади, независимая от случайного, неправильного контура участка, который занимал Семеновский плац. Площадь становилась уютной, соразмерной масштабу человека, здесь возникал свой, спокойный «микроклимат», отключавший от напряженного городского ритма и позволявший прохожему постоять перед монументом, обратиться памятью к истории».
Независимо от чьего бы то ни было отношения к народовольцам, зная талант Ильина, можно смело говорить о том, что площадь получилась бы красивой. Она бы очень оживила вид со стороны Лиговского проспекта. Но ничего от этого плана реализовано не было, он, к несчастью, «утонул», как кинувшаяся с Ново-Каменного моста в Обводный канал бедная Лида — героиня повести Вадима Шефнера «Дворец на троих, или Признание холостяка».
Здание клуба имени 10-летия Октября — ныне заброшенный объект.
От первого герба до стихов Пушкина
Произведения литературы и искусства неразрывно связаны с домом № 91 по набережной Обводного канала, в котором находится типография, с 1922 года носящая имя русского первопечатника Ивана Федорова. В советское время это была одна из лучших отечественных типографий, что свидетельствовало о продолжении традиций высокого профессионализма, заложенных отцами-основателями предприятия.
Возникло оно в 1902 году, когда коммерции советник Роман Романович Голике и потомственный почетный гражданин Артур Иванович Вильборг, занимавшиеся печатным производством, объединились в товарищество на паях «Р. Голике и А. Вильборг», прикупив для совместной деятельности участок у Обводного канала, на котором находился до того гвоздильный завод.
Качество типографской продукции было столь высоким, что вскоре товарищество получило статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Во многом этому способствовал работавший с 1903 года на предприятии художник Александр Николаевич Лео. В историю он вошел главным образом как создатель первого герба РСФСР, который в 1918 году был одобрен В. И. Лениным и утвержден Советом народных комиссаров.
Но имелись у него и другие весомые заслуги, недаром же Лео был главным художником типографии. В 1916-м, а затем и в 1918 году в типографии, которая после революции была национализирована и до 1922 года числилась безликой «типографией № 15», были выпущены третье и четвертое издания романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Александр Лео принял участие в оформлении книги, иллюстрации к которой создала Елена Петровна Самокиш-Судковская, получившая известность, кстати говоря, в столетний юбилей поэта. Она в 1899 году создала панно к пушкинским торжествам.
Имя поэта невольно всплывает в памяти и при взгляде на Царскосельский железнодорожный мост через Обводный канал, потому что название Царское Село ассоциируется прежде всего с Пушкиным.
А вот название Ипподромного моста многим непонятно. Откуда оно взялось? От того же Семеновского плаца, на месте которого в начале двадцатого века существовал ипподром. Он сгорел в блокаду. И вспомнили о нем в 1944-м, в год полного ее снятия, когда построили деревянный пешеходный мостик.
Воспоминание о храме
Ныне существующий пешеходный металлический мост, служащий не только для перехода, но и для проводки на противоположный берег канала инженерных коммуникаций, украшенный торшерами с фонарями, построен в 1986 году.
Ну а сразу за железнодорожным мостом в набережную Обводного канала вливается... асфальтированный Введенский канал. Ныне это название улицы, а до 1967 года между Фонтанкой и Обводным протекал Введенский канал, именовавшийся так по церкви, стоявшей на Загородном проспекте перед зданием Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Ее снесли в 1930-е, как и церковь Священномученика Мирона при лейб-гвардии Егерском полку, построенную в 1855 году по проекту любимого зодчего Николая II Константина Тона и стоявшую на углу Обводного канала и Рузовской улицы.
Как отмечает известный петербургский историк Виктор Антонов, «архитектор Тон не любил ампирную простоту и потому украшал фасады церквей прилегающими колоннами, выносными карнизами и «итальянскими» порталами».
К этому остается только добавить, что Мироновская церковь была прекрасной доминантой безликого сейчас квартала.
У этого храма было несколько часовен — у железнодорожного полотна, на противоположном берегу Обводного канала у современной Рыбинской улицы, и на газовом заводе. Они также не сохранились.
Корпуса газового завода, к счастью, стоят, а круглое здание газгольдера можно смело назвать подлинным украшением южного берега канала в этой его части.
Фото Натальи ЧАЙКИ