Восстановить нельзя строить
Решение городского суда по дому на Загородном проспекте, 3, должно расставить правильные знаки препинания в вердикте о судьбе этого памятника петербургской застройки конца XVIII — начала XIX века, известного как дом Рогова.
Во вторник Городской суд постановил оставить без изменений вердикт Куйбышевского районного суда, обязывающий КГИОП вернуть охранный статус дому Рогова.
Таким образом, февральское решение комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры об отказе во включении дома Рогова в Единый государственный реестр объектов культурного наследия было признано незаконным. А именно оно послужило разрушению памятника этой зимой.
Соседствующий с домом Дельвига дом купца Рогова на углу Щербакова переулка и Загородного проспекта — старейшее у Владимирской площади здание, образец петербургской застройки конца XVIII — начала XIX века. Теперь оно стало печальным примером того, каким именно способом застройщики расчищают себе стройплощадки в историческом центре Петербурга.
В 2000 году одни — инвесторы — начали выкупать квартиры в этом доме, освобождая его от жильцов. В 2004 году другие — представители известной и влиятельной архитектурной мастерской — выполнили экспертизу, признавшую дом аварийным.
Затем фирма, выкупившая квартиры в доме Рогова, приватизировала и земельный участок под ним. На участке планировалось возвести бизнес-центр. В составе двух шестиэтажных корпусов, семиэтажной офисной постройки и самого трехэтажного дома Рогова, украшенного теперь двумя этажами мансард.
Разумеется, это вторжение в пространственную среду Владимирской площади, и так безнадежно искаженную высоткой новостроя, вызвало шок у петербургских представителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). За дом Рогова как за памятник пушкинской эпохи вступились ученые Пушкинского дома, пресса города. КГИОП же, призванный защищать памятники, фактически оказался на стороне бизнеса, отказавшись признать дом памятником культурного наследия. Решение об отказе было принято в начале февраля.
Тогда же, не имея препон, застройщик приступил к демонтажу здания. Ссылаясь на его аварийность — безнадзорный дом действительно был доведен до ужасного состояния. Демонтаж крыши и верхних перекрытий начался без необходимого в таких случаях разрешения Госстройнадзора. Именно это нарушение плюс резкая реакция общественности и прессы города позволили остановить снос дома Рогова. Строительный бизнес отделался тогда несущественным для своих масштабов штрафом — 50 тысяч рублей.
Борьбу за исторический статус дома, который только и мог бы остановить его снос, возглавили петербургские представители ВООПиК. Они выдвинули иск против КГИОП. Пройдя через несколько инстанций, иск наконец был полностью признан. Принятое 17 августа решение Городского суда ставит точку в споре «памятник это или не памятник».
И расставляет верные знаки пунктуации в сомнениях «восстановить нельзя строить». Здание придется возрождать, причем строить над ним мансарды — нельзя. Отзываясь о вердикте суда, представители ВООПиК говорят, что до самой последней минуты не верили, что победят.
Однако сегодня картина поля выигранной битвы — поражение. Дом Рогова выглядит словно после бомбежки. Верхние конструкции провалились, кое-где уже начали расти деревья, от здания идет откровенный смрад. В общем, не награда победителям, а классический образчик того, до какого состояния можно намеренно довести памятник истории, чтобы его уничтожить.
Фото автора