Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

Вот машина голубая разъезжает, поливая…

«Поливальная машина поливала все подряд: тротуары и витрины, тумбы, клумбы, детский сад, дядю Гену с тетей Зиной, сто четырнадцать ребят...» — живописал поэт Андрей Усачев. А между прочим, машины эти и не голубые, и называть их поливальными неправильно!

«Поливальная машина поливала все подряд: тротуары и витрины, тумбы, клумбы, детский сад, дядю Гену с тетей Зиной, сто четырнадцать ребят...» — живописал поэт Андрей Усачев. А между прочим, машины эти и не голубые, и называть их поливальными неправильно! Об этом и многих других обывательских заблуждениях корреспонденту «Вечернего Петербурга» рассказали водитель поливомоечного «ЗИЛа» Виталий Лященко и специалисты ГУДСП «Коломяжское».


Поливомоечные машины не просто водой брызгают — они тщательно умывают город каждое утро.


Вода обходится в 367 рублей

Рабочий день Виталия начинается в восемь часов — либо утра, либо вечера, смотря как повезет со сменой. И так последние пятнадцать лет, в течение которых Лященко трудится на ГУДСП «Коломяжское». База предприятия неподалеку от метро «Старая Деревня». Здесь и происходит наполнение поливомоечных машин.

Их заправляют из специальной системы под названием гидрант, похожей на пожарную установку. В нее поступает обычная водопроводная вода. Несколько лет назад ставили эксперимент — добавляли в нее шампунь, но затем от этого отказались.

Вода поступает от «Водоканала», и не просто так, а за строго установленную плату. Один кубометр обходится предприятию примерно в 367 рублей.

— На очистку квадратного метра уходит один литр, —  объясняет «водно-уборочную арифметику» начальник колонны Сергей Романчиков. 

В его подчинении 42 единицы самой разной уборочной техники, работу которой нужно ежедневно контролировать.

— Заправляться на гидрант ездим каждые 6 километров, — продолжает начальник колонны. — Например, сейчас мы убираем Комендантский проспект. От него до гидранта около 4 километров. Итого примерно 150 километров поездки и 30 километров отмытой дороги.

Поливка оказалась искусством

Прежде чем приступить к очистке дороги, Виталий Лященко (на фото) аккуратно настраивает две форсунки, торчащие из-под капота его «ЗИЛа», и открывает краны. Казалось бы — пустил воду и поливка началась, но не тут-то было! Уборка дорог, оказывается, целое искусство.



— Угол струи зависит от высоты поребрика, его наклона, расстояния между краем дороги и машиной и от многих других мелочей, — объясняет Виталий. — Просто выучить наизусть нормативы недостаточно. Только через несколько сезонов работы приходят опыт и настоящее умение.

Все это водитель рассказывает, ловко «выстреливая» в край поребрика струями. На спидометре стрелка колеблется между восемью и десятью километрами в час. На такой скорости грязь аккуратно смывается и падает в окрашенные желтой краской отверстия.

Этот процесс, если присмотреться, может наблюдать днем на городских дорогах любой петербуржец. А вот самое интересное, ночное дежурство, как правило, никто не видит.

Поливомоечная машина работает в дождь

Ночью на дороги выходят целые колонны, и один за другим автомобили ведут уборку. На Комендантский проспект выходят по три «бочки», так называют свои поливомоечные машины водители. Кстати, а почему именно поливомоечные?

— Дилетанты распространили этот неверный термин — «поливальная машина», — возмущаются сотрудники ГУДСП «Коломяжское». — А мы поливаем очень и очень редко! Вообще-то мы моем дороги: «разбиваем» пыль струей, подметаем, убираем, смываем грязь в канализацию. Это сложный технологический процесс. Уборка ведется каждый день и каждую ночь.

Еще один стереотип — уборочная техника не должна работать в дождь, поскольку «поливальную» работу за нее выполняет природа. Наоборот, дождь нам как нож по сердцу, возмущаются рабочие. Грязь размокает, падает с машин, стекает с газонов и превращается в жижу. Единственное спасение — мойка. Иначе наутро дороги разукрасят неприятные змейки засохшей пыли.

Песок проверяют на вес

Проделанную работу затем контролирует проверяющий. После прохода уборочной колонны дорога должна соответствовать нормативу 6 граммов песка на один квадратный метр. Для замера используется специальный совок. Если он покажет большую цифру, замечание сделают всем, от рабочих до их начальства. При серьезном превышении норматива или постоянных недоделках могут и оштрафовать.

Впрочем, руководство использует не только кнут, но и пряник: неделю назад в ГУДСП «Коломяжское» праздновали пятидесятилетие со дня создания предприятия — многих премировали.

За авто можно следить в интернете

Тем временем работа продолжается, и водитель Лященко старательно нажимает на очень маленькие переключатели с подписями «песок», «щетки» и «плуг». Последнее — это на тот случай, если машину арендует садово-парковое хозяйство для поливки газонов.

— Нет, уборочные механизмы запускаются не этими мизерными переключателями, — смеется Виталий. — Это спутниковая система! Недавно установили. На сайте КБДХ можно видеть, где находится моя и все остальные машины. А если я запускаю щетки, то должен нажать на вот этот переключатель, чтобы в Интернете отображалась информация о том, какой именно вид уборки я произвожу.

Правда, система новая и нажимать на «песок» и «щетки» водители пока частенько забывают. Из-за этого у посетителей сайта может создаться впечатление, что автомобили просто так катаются по улицам Петербурга.

Прошлогодний снег

За сиденьями у Виталия целый склад инструментов: совок, метелка, палки, лопаты. Работа, оказывается, частенько из водительской превращается в ручную. Все из-за припаркованных у обочины машин.

— Это самая большая проблема! — подключается к беседе начальник колонны Сергей Романчиков (на фото). — Иногда их на руках переносить приходится. И Комендантский проспект еще не показатель. Вот здесь неподалеку есть Долгоозерная улица. Так на ней не то что подмести, а даже проехать поливомоечной технике невозможно!



Тут же работники начинают оживленно вспоминать зиму. Говорят, если за все предыдущие пять лет в ГУДСП «Коломяжское» вывезли не более 100 тысяч кубометров снега, то за одну прошедшую зиму — 1,5 миллиона кубометров. Снег на свалках, между прочим, лежит до сих пор. Не растаял! Одна из таких на Мебельной улице уже должна бы быть сдана районной администрации, но стоит заполненная, хотя на улице лето и техника давно перешла на режим работы теплого времени года.

На «Мерседесе» лучше

Водитель Виталий Лященко последние семь лет работает за рулем комбинированного «ЗИЛа». Комбинированного, потому что зимой авто разбрасывает песок, а летом льет воду и подметает асфальт метелками.

Вообще-то реальный «срок годности» машины оценивается лет в пять, так что эта — старичок. Новая стоит 1,5 миллиона рублей. Сделанный по последнему слову техники уборочный «мерседес» обойдется как минимум в 6 миллионов рублей. На вопрос о том, какую машину выбрал бы сам водитель, Виталий честно признается — иномарку. Недавно предприятие на собственные средства первым в городе закупило несколько новеньких многофункциональных уборочных агрегатов фирмы «Вольво» по 2,5 миллиона рублей за штуку. По эффективности каждое такое авто равно колонне из нескольких отечественных машин. Обучали водителей представители фирмы-производителя. Как управлять этими новинками — в городе не знал никто.

Я бы в мойщики пошел, где меня научат

Расправляться с грязью на дорогах Петербурга не учат нигде. Как воспитывают местных специалистов, рассказал заместитель директора ГУДСП «Коломяжское» Николай Лялин (на фото).



Выяснилось, что раньше в Красном Селе работало ПТУ № 122, где обучали специалистов, но учебное заведение закрылось. Теперь учат прямо на предприятии — набирают водителей, в зависимости от их опыта стажировка занимает от трех дней до месяца на одном виде техники. Затем — зачет и следующая стажировка.

— А дома у меня по воскресеньям генеральная уборка, обязательно, — сказал Николай, почти 30 лет отвечающий за чистоту дорог Приморского и Выборгского районов. — И жена — моя коллега, работает в Петроградском районе, и дочка пошла в нашу профессию, все вместе делаем город чище.

 

Ирина ПАНКРАТОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх