Вот такая история
На плакате значилось: «Эта книга — о моей жизни и моем балете — открывает настоящий образ, а не созданный СМИ, она о том — кто я есть, а не кем кажусь». И ниже — простая подпись: Волочкова.
На плакате значилось: «Эта книга — о моей жизни и моем балете — открывает настоящий образ, а не созданный СМИ, она о том — кто я есть, а не кем кажусь». И ниже — простая подпись: Волочкова.
Рядом несколько фотографий: неизменно задумчивый взор, прислонилась щекой к стене, низко голову наклоня. Сомнений быть не может: действительно, это Анастасия Волочкова, балерина, написала книгу. Все просто и ясно. Название тоже простое: «История русской балерины». Выходит, Анастасия Волочкова воспринимает себя как воплощение русской балерины. И, принимая на себя всю эту нелегкую судьбу, желает исповедаться перед публикой, рассказать о себе все как есть, как на духу.
Зачем вы пришли?
Теперь — не только в танце, но и в слове. Но ведь и любая пользующаяся спросом линия продуктов начинает расширяться. Например, выпускают не только йогурты, но и творожки. Вообще у любви должно быть какое-то разнообразие в возможностях.
А в любви своих поклонников Анастасия уж точно не сомневается. И не напрасно — их набрался целый зал «Буквоеда» на Восстания». Причем любовь эта подверглась нелегкому испытанию. Получилось как у Маяковского. «Приду в шесть», — сказала Анастасия. Четверть часа, полчаса, сорок минут. Никого нет. По громкой связи то и дело объявляют: «Анастасия к нам уже приближается, осталось недолго, застряла в пробке». «Нет там никакой пробки», — перешептываются между собою. Стоят, нервничают. Листают книжки — не слишком толстые, в беленьких обложках. Я хотел было взять одну с книжной стойки — оказалось, уже разобрали все, мигом, ни одной не осталось. Такого раньше не было, кто бы ни приезжал. Впечатляет.
Удалось заглянуть через плечо к кому-то. В книге, оказывается, еще и большая вклейка с фотографиями. Названия в духе: «Могу быть разной»; «С великим композитором Игорем Николаевым».
— Зачем вы пришли?
— Посмотреть, правда ли она... такая.
И вот — какое-то шевеление в конце зала, которое передалось к самому столику. Ряды зашумели, раздвинулись. Она вошла. Она была замотана в какое-то шелковое нежно-сиреневое мятое покрывало, которое, казалось, стянула с постели, потому что остальные платья как-то некстати оказались в стирке. На самом деле тут, конечно, был точный расчет: шелковое покрывало должно было особо подчеркнуть тонкий стан балерины.
— Простите меня, люди добрые, что опоздала я, — проговорила Волочкова вдруг на какой-то былинный лад, растерявшись, что ли.
Надо сказать, что публика и не думала сердиться. Сразу же принялась жадно задавать вопросы.
От второго рождения до последнего лета
— Как к вам вообще пришла идея написать книгу?
— Идея была не моя, а издательства — было это три года тому назад. Помню, я еще подумала: «Рановато». Мне было тогда 30. Я считала, вот когда будет 50 или 60 — тогда уж можно... Издательство предлагало какие-то свои схемы. Я пробовала, но мне ничего не нравилось. Скучно выходило! И тогда я решилась на ответный вариант: написать по главе о каждом моем балете, и все это — на фоне моих жизненных обстоятельств. Главное в моей книге — это то, что там написано много правды. Понимаете, в писательстве у меня — как в других занятиях. Мне всегда не все равно. Всегда хочется сделать больше, чем уже сделано. И мне кажется, что у меня получается!
— Тяжело далось вам это творчество?
— Нет, это интересный процесс. Три года пролетели быстро.
— А какой срок своей жизни вы в книге охватили?
— Описываю себя начиная с пяти лет. Я считаю, что в пять лет я родилась во второй раз. Это было мое духовное рождение — когда я узнала и полюбила балет. И первым балетом в моей жизни был «Щелкунчик» в Мариинском. А конец книги приходится на это лето. Так что всю жизнь, считайте, и получилось охватить. И знаете — жизнь получается интересной.
После этого вопросы, в общем, отклонились от собственно книги — публика, видимо, удовлетворила свое любопытство. Или уже успела пролистать нетолстый томик. Спрашивать стали о других аспектах жизни.
— Вы назвали дочь Ариадной. Почему именно это имя? И как у нее дела? Не собирается в балет, вслед за вами?
— Да, Ариадна, сокращенно — Ариша. Я не знаю даже, почему именно так. Советовалась с духовным отцом... Хотелось назвать на «А», чтоб сохранить мои инициалы. Но иногда переживаю, что груз моего имени может на нее давить. Я даже думала приехать сегодня с ней, но как-то не сложилось. А вообще она у меня уже очень взрослая и самостоятельная, сама выбирает что хочет. Пока что занимается в ансамбле «Домисолька» и ходит в православный детский садик. А еще мы с ней ходим в сауну — она увлекается этим так же, как я!
— Как вы еще любите отдыхать?
— Мне нравится плавать. Вообще нравится все, связанное с водой. Я была в этом году на море — в Арабских Эмиратах, на острове Крит и на озере Иссык-Куль. Жаль, что все получилось недолго.
Когда я дома и никуда не уезжаю — тоже стараюсь устраивать водные процедуры. Утром люблю нырять в ледяную купель. Это сразу допинг на весь день.
Про цыплят
— У вас не получилось сделаться мэром Сочи. А какие еще околобалетные проекты вас занимают? Ну, кроме книги, конечно.
— Не знаю, уготовано ли мне политическое поприще. Но уверена, что была бы лучшим мэром!
Еще я сейчас учусь в Высшей школе экономики. Защищаю работу о моей мечте — о создании сети школ творческого воспитания. Такая сеть, по-моему, очень нужна нашим детям.
— А в кино не зовут сниматься?
— Да, есть много хороших предложений. И я сама хотела бы где-нибудь сняться. Но мешает нехватка времени. На роль в сериале «Место под солнцем» я, в общем, смотрю критически — не самая удачная моя работа.
Какой-то молодой человек, видимо вдохновившись темой парабалетных интересов Волочковой, набрался смелости и спросил, не собирается ли балерина записать диск с той песней про цыплят, которую пела по радио? Все как-то притихли и стали слушать, что скажет героиня. Волочкова, очевидно смутившись, сообщила, что это был всего лишь эксперимент.
Тему сменили.
— Кто ваши кумиры?
— Многих можно так назвать... Диана Вишнёва, например. Евгений Иванченко. И конечно, не могу не назвать моих блестящих партнеров: Фарух Рузиматов, Андрис Лиепа.
— Вы не жалеете о конфликте с Краснодарским театром балета, о том, что все так получилось?
— Я сожалею не о самом театре — а об испорченных отношениях. У нас с Юрием Григоровичем была нервная ситуация. Но сейчас лично с ним мы спокойно, хорошо общаемся! А вообще я философски смотрю на жизнь, и в этом случае тоже. Видимо, это судьба так сложилась.
Не успел разговор набрать хорошие обороты, как охранники стали переговариваться. Оказывается, время беседы уже истекало — пора было устраивать автограф-сессию. Но последний вопрос все-таки успел задать мужчина из заднего ряда. Он, смущаясь, проговорил:
— Говорят, что красивая женщина долго одна не бывает. Анастасия Юрьевна, скажите — можно ли мне рассчитывать?..
Волочкова, улыбаясь, проговорила совершенно искренне:
— Я надеюсь, что долго одна не буду. Сердце мое сейчас свободно, но оно горит любовью. И у вас есть все шансы.
Казалось, что все почитатели как один отнесли эту фразу и на свой счет — с такой энергией толпа кинулась к русской балерине — получать
автограф на форзац новой книги.
Фото Натальи ЧАЙКИ