Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 6 ноября 2024

Воздушный порт сугробов не боится

Корреспонденты «ВП» поучаствовали в уборке аэродрома

Корреспонденты «ВП» поучаствовали в уборке аэродрома




В аэропорту Пулково аэродромная служба легко справляется с задачами, которые все никак не могут решить городские коммунальные службы. Огромная территория здесь очищается от снега за полчаса. Как это происходит, журналисты «ВП» увидели своими глазами.
Уборочная техника на полосы попадает как самолет: только с разрешения — в прямом смысле — сверху. С вышки управления полетами по общей рации сообщают, что «выезжать можно». Тут же на полосу выезжает внушительных размеров снегоротерный очиститель с двумя двигателями, каждый по 350 кВт. Техника привезена из Америки. В России такой, специализированной, пока не производят.

— Важно учитывать сочетание «цена — качество — надежность», — объясняет начальник аэродромной службы аэропорта Олег Куржумов. — Вот с надежностью у российских производителей пока большие проблемы.

Снег с полосы отбрасывается в сторону. По нормативам его не должно быть и на расстоянии 10 метров у полосы на случай, если шасси заедет немного в сторону. Все эти тонны осадков везут на свалку. Их две на окраинах аэродрома.

— Главная проблема городских коммунальщиков, — признает Олег Куржумов, — то, что в городе мало свалок, одна-две в районе. Пока до них довозят снег, проходит много времени, затрачивается слишком много денег и ресурсов. А здесь только на одной свалке — 700 тысяч кубометров снега. Внизу — грунт и асфальтовые дорожки. Правда, видно их будет не раньше мая, когда растает снег. 

— Теоретически за 24 часа мы можем убирать 24 тысячи кубов снега, но обычно он заканчивается раньше, — говорит Куржумов.

По дороге от свалки к другой полосе с уборочной техникой мы видим белую вышку. Это курсоглиссадная система, объясняют сотрудники аэропорта. Таких на территории аэродрома по две на каждое направление посадки. Снежный покров критичен для показаний такой системы, поэтому его нужно регулярно убирать.
Кроме уборки поверхность нужно еще и обработать. Солью взлетную полосу не посыплешь — при попадании такого реагента может окислиться электрическая проводка в самолетах. Так что закупают специальный противогололедный реагент, в 10 раз дороже соли.

— Но и у авиакомпаний должен быть обязательный большой запас противообледенительной жидкости, — отмечает наш «экскурсовод» Олег Куржумов. — Что происходит в ином случае, мы видели на примере Домодедова накануне Нового года.

К слову, Пулково по уборке — образцово-показательное. За последние 10 лет аэропорт ни разу не закрывался по состоянию полосы, в отличие от многих других, даже одного из лучших в мире — аэропорта во Франкфурте-на-Майне.

— Сейчас я вам покажу главную нашу изюминку, — говорит Куржумов.

На открытой парковке стоят шесть огромных машин. Это снегоуборочные комплексы «VAMMAS PSB 5500». Один такой стоит 750 тысяч евро. В наличии шесть, но нужно еще столько же.

— Я тут работаю с 1994 года, и эта техника — самая удобная, конечно, — говорит корреспонденту «ВП» водитель комплекса Леонид Толстой. — Обучались мы несколько недель у финнов-производителей.

— А с нуля обучать на мастера нужно несколько лет, — добавляет Олег Куржумов. — Он ведь кроме всего прочего и радиосвязью должен пользоваться, в эфир выходить.

В этом агрегате три составляющие. Первая — легкий 9-метровый плуг, который сметает под небольшим углом весь снег впереди. За ним — 7,5-метровая щетка, чтобы счищать оставшиеся осадки. Третий этап — обдув. Уборка полосы даже при сильном снегопаде занимает 30 минут.
Неподалеку в гараже для менее габаритной техники — целый склад истертых щеточек. Обычно уходит комплект за сезон, а в нынешнюю аномальную зиму потратили уже четыре. Еще бы — убирать-то приходится 250 тысяч квадратов, а это почти целый городской район.
Кроме того, в гараже есть своеобразный музейный уголок: снегоуборочный агрегат времен СССР с реактивным двигателем от самолета «МиГ-19». Потребляет он 1400 литров топлива за час, а это, конечно, очень много, ведь литр стоит 20 рублей. Так что в аэропорту его не используют, хотя машина до сих пор в рабочем состоянии.
Всего в аэропорту около 70 единиц техники, с которой работают 300 сотрудников аэродромной службы. Ее общую стоимость оценивают примерно в 30 миллионов евро.

— Мы даже можем прогнозировать появление льда, — показывает на экран компьютера начальник отдела эксплуатации, содержания и ремонта аэродрома Андрей Соломатин. — На двух ВВП установлены системы, которые предупреждают перепады температуры.

Когда наши корреспонденты ездили с уборочной техникой, на аэродроме было: ветер 2 — 5 метров в секунду, отсутствие осадков, температура воздуха минус 5 градусов и переменчивая облачность. Об этом нам сообщила метеослужба аэропорта.

Ирина ПАНКРАТОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх