Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Врачи ангажированы зарубежными фирмами

В инфекционной больнице имени Боткина для лечения тяжелой пневмонии, возникающей у пациентов как осложнение после свиного гриппа, впервые применен отечественный препарат сурфактант БЛ.

В инфекционной больнице имени Боткина для лечения тяжелой пневмонии, возникающей у пациентов как осложнение после свиного гриппа, впервые применен отечественный препарат сурфактант БЛ.

— Врач-реаниматолог Алексеев сделал рентгеновские снимки легких больного пневмонией до применения этого лекарства и после. Положительная динамика была очевидной, поэтому мы стали активно использовать сурфактант БЛ, — рассказывает Алексей Яковлев, профессор, главный врач больницы им. Боткина.

Сейчас родственников больных направляют за этим лекарством в аптеки, так как в больнице его в наличии нет. Те, кто принимает препарат, идут на поправку.

Между тем сурфактант БЛ существует на российском фармрынке с 2000 года. Почему же врачи стали использовать его только сейчас?

Закупают более дорогой иностранный аналог

— Нашим препаратом можно лечить и взрослых, и младенцев с тяжелым заболеванием легких, — рассказывает Олег Розенберг, директор петербургского фармпредприятия. — Он доказал свою эффективность. Этим лекарством пролечено уже десять тысяч детишек, однако по всей стране больницы закупают не сурфактант БЛ, а его итальянский аналог, который втрое дороже. Такое происходит не только с этим лекарством, но и со многими отечественными медикаментозными средствами. Объяснение этому одно — коррумпированность главных медицинских специалистов, которые рекомендуют импортные лекарства для государственных закупок. Говорю об этом прямо, потому что все, кто имеет отношение к медицине, знают о таком положении дел, однако почему-то никаких мер никто не принимает. А ведь часто и для государства, и для больных применение отечественных препаратов намного выгоднее.

Президент страны поставил задачу к 2020 году увеличить долю стратегически важных отечественных лекарств на фармрынке до 50 процентов (сейчас она составляет примерно 24 процента). Для этого нужно осуществить технологическое перевооружение всей фармацевтической отрасли, укрепить научную базу компаний, занимающихся разработкой новых лекарств, отработать систему информирования населения и медиков о новых лекарственных средствах. Все это требует значительных инвестиций. Но где их взять фармацевтическим фирмам, если их продукция плохо раскупается, потому что потребитель часто даже не знает о существовании тех или иных препаратов?

По свидетельству заместителя директора другой компании, Александра Пушкова,  российским производителям приходится продвигать свою продукцию на рынок годами в условиях жесточайшей конкуренции с иностранными поставщиками. А у тех в арсенале огромные финансовые средства, десятилетиями отработанные маркетинговые приемы и известные на весь мир бренды. К примеру, препарат ношпа будут покупать, даже если рядом на полке появится новое, более эффективное и дешевое отечественное лекарство. При этом сегодня процедура регистрации иностранных лекарств проще, чем отечественных. По мнению Александра Пушкова, без целенаправленной помощи государства отечественным фармпроизводителям не обойтись.


Часто и для государства, и для больных применение отечественных препаратов намного выгоднее.

 


Иностранные дистрибьюторы плетут паутину

— В первую очередь необходимо отладить механизм государственных госпитальных закупок, — считает генеральный директор фармацевтической фабрики Тамерлан Балаев. — Сейчас для больниц закупается лишь незначительная доля отечественных препаратов. Люди, которые составляют заявки на лекарственные средства, необходимые для государственных медучреждений, часто ангажированы. Это не значит, что они берут взятки. Хотя некоторые и это делают, но в основном зарубежные дистрибьюторы действуют более тонко. Они, например, устраивают бесплатные заграничные поездки для наших врачей на различные семинары. С одной стороны, это очень полезно, так как специалисты имеют возможность получать информацию о новейших технологиях и методиках лечения, но, с другой стороны, на этих семинарах врачам дают схемы лечения заболеваний только определенными препаратами, которые выпускает фирма, организовавшая за свой счет данный семинар. Возвращаясь домой, врачи волей-неволей продвигают эти препараты на отечественный рынок: вносят их в заявки для больниц, выписывают больным. У пациентов в свою очередь складывается  убеждение, что только это лекарство им помогает.

Подобные методы продвижения лекарств на рынок иностранные производители применяют не только в нашей стране, но и повсюду в мире, в том числе и в стране своей прописки. Недавно в США крупная фармкомпания была оштрафована на миллиард долларов за то, что применяла не совсем честные приемы конкурентной борьбы. Российские правительственные эксперты должны подумать над тем, как организовать конкурсы на госпитальные поставки таким образом, чтобы до потребителя доходили действительно качественные и дешевые товары, чтобы российские препараты изначально не отсеивались.

Часто от врачей можно слышать, что отечественные лекарства — более низкого качества, чем импортные. По утверждению Балаева, это неправда. Каждый отечественный препарат проходит регистрацию, значит, его эффективность и безопасность подтверждены. Это объективные данные, а мнение врача субъективно и часто навязано западными дистрибьюторами. Многие наши  высококлассные специалисты оказались в паутине, сплетенной западными поставщиками лекарств. Это проблема и моральная, и материальная. Решить ее очень сложно, но необходимо.

Лекарства важнее, чем машины

— Проблема коррупции отпадет сама собой, если государство возьмет фармпроизводящую отрасль под свою опеку, — утверждает генеральный директор еще одной петербургской компании Михаил Горбунцов. — Взять, к примеру, российский автопром. Государство повышает пошлины на ввоз иномарок, выделяет огромные финансовые средства для поддержки автопроизводителей. В то же время выпуск лекарств  для страны важнее, чем выпуск автомобилей. Причем уже сейчас можно принять оперативные и действенные меры, которые не потребуют никаких затрат. Речь идет вот о чем. Существует приказ, который обязывает аптеки иметь в продаже необходимый ассортимент лекарств. Правильно было бы внести в этот список наименования отечественных препаратов, которые обязательно должны быть в наличии в  каждой аптеке. Что происходит сегодня? Приходят западные фирмы и в прямом смысле скупают целые полки в аптеках для размещения своих лекарств. У нас, российских производителей, такой финансовой возможности нет. Если обязать аптеки иметь в продаже определенные наименования отечественных лекарств и как следует контролировать их, ситуация изменится. Плюс к этому дать зеленый свет отечественным препаратам при госзакупках для больниц. Тогда у производителей появятся средства и на разработку лекарств, и на расширение производства.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх