Все безработные равны
К такому выводу пришел Конституционный суд России, рассмотрев обращение безработных граждан, уверенных в том, что их права ущемлены Законом «О занятости населения».
В Конституционный суд обратились четверо безработных — Татьяна Иванова, Светлана Климова, Марина Белогурова и Алексей Молодцов. Все они были зарегистрированы в центрах занятости населения как безработные. Но им было назначено минимальное пособие по безработице, размер которого до 2009 года составлял 781 рубль, а в данное время — 850 рублей в месяц. И все потому, что последним их работодателем была не организация, а индивидуальный предприниматель. Более того, Татьяне Ивановой на том же основании было отказано в досрочном (на год раньше) оформлении пенсии по старости, на какое имеют право все увольняемые предпенсионного возраста.
Дело в том, что закон проводит строгое разграничение между двумя категориями безработных. К первым, привилегированным, он относит граждан, уволенных из различных учреждений, организаций или предприятий. Ко вторым — тех, кому не посчастливилось работать у ИЧП и быть уволенными любым частным предпринимателем.
Обратившиеся в КС граждане никак не могли понять, откуда столь разный подход. Да, отличия имеются: одни — юридические лица, другие — индивидуалы без образования юрлица. Но ведь разницы между увольняемыми — с какого бы места работы их ни выгоняли — нет никакой! Почему же одни вправе получать пособие по безработице в сумме 4900 рублей в месяц, а вторые — какой-то мизер?
Разными оказались и правила назначения трудовой пенсии по старости за два года до достижения пенсионного возраста — и опять с ущемлением работников, ранее занятых по трудовому договору у частных лиц. Тем, кто был уволен из юрлиц, право на раннюю пенсию предоставлялось. Тем, кто работал у ИЧП, — нет. Потеря работы и без того трагедия для любого безработного, а тут еще и явная дискриминация!
Закон действует уже давно. Однако до слушаний в КС дело дошло только теперь. Видимо, в связи с кризисом люди не желают терять ни копейки даже из тех небольших платежей, что гарантированы по закону.
Предметом рассмотрения КС стали четыре пункта четырех статей Закона «О занятости населения» (п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34). Суд внимательно рассмотрел заявления и решил, что в данном случае явно нарушены универсальные принципы справедливости и юридического равенства. Вывод: разные правила начисления пособия по безработице — в зависимости от места работы — несовместимы с конституционными принципами равенства и справедливости. Ведь эти граждане относятся к одной и той же категории. Значит, государство обязано обеспечивать им равные меры социальной поддержки на период поиска новой работы.
Суд решил, что оспариваемые положения Закона «О занятости населения» противоречат Конституции РФ. Пособие по безработице всем четверым гражданам, обратившимся в Конституционный суд, будет выплачено в полном размере и без дискриминации. Но как быть со всеми остальными?
Здесь у каждого безработного есть два пути. Первый — ждать, когда законодатель внесет в Закон «О занятости населения» соответствующие поправки. Правительство РФ сработало оперативно: законопроект уже внесен в Госдуму и будет принят до конца года. С 1 января 2010-го скорее всего поправки в закон вступят в силу. Второй путь — каждому безработному опротестовывать в суде каждое решение о начислении минимального пособия. Суды обязаны принимать решения КС к немедленному исполнению.
Есть, правда, и третий путь. Но он зависит от служб занятости на местах. В этих ведомствах вправе самостоятельно отказаться от применения отмененных Конституционным судом законодательных норм. Но будет ли это сделано, пока неясно.