Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Всё — живое

В Петербурге открывается XIX Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Лучшие спектакли театров стран Балтии будут представлены в городе в период с 28 сентября по 11 октября. Тема нынешнего форума — «Живой театр».

Лучшие спектакли театров стран Балтии будут представлены в городе в период с 28 сентября по 11 октября. Тема нынешнего форума — «Живой театр».



Директор фестиваля Сергей Шуб рассказал на пресс-конференции, что тему придумал он, ибо ему показалось, что театр из эмпирей возвращается на землю, к актуальным проблемам современности, и это не случайность, а тенденция. Подтверждением данной гипотезы должна послужить программа фестиваля, которая нынче состоит из 21 названия. Из них петербургских — восемь, остальные — гости. К чести «Балтдома» стоит уточнить: зрители фестиваля увидят все шесть лучших спектаклей Молодежной театральной режиссерской лаборатории «On.театр». И сравнить их с работами молодых же режиссеров Литвы, учеников Римаса Туминаса: спектакли «Случайность» по пьесе Мериме, «Шнурок, или Любил, люблю, буду любить» по пьесе Слаповского и «Все хорошо» по пьесе Чичвака покажут на Малой сцене «Балтдома» соответственно 2, 3 и 4 октября.



Что до основной программы, то ее традиционно возглавит выдающийся литовец Эймунтас Някрошюс: в этом году он посредством своих уникальных метафор расскажет «Идиота» Достоевского (28 сентября в 17.00). Невозможно пропустить и свежую премьеру его младшего коллеги, Оскараса Коршуноваса: он привезет «Гамлета» (3 октября, в 19.00), центральный образ которого — человек, смотрящий в зеркало и отчаянно вопрошающий «кто я?». Кризис самоидентификации и впрямь превратился в главную проблему бытия — тут с режиссером не поспоришь. 

Латвию представит маститый режиссер Ольгертс Кродерс. В его «Вишневом саде» (29 сентября, 19.00) Раневская полна страстей, желаний и планов на будущее и играет ее, вопреки обыкновению, молодая актриса.



Лицом современного польского театра выступит Кшиштоф Ясиньский. В своих «Бесах» (1 октября, в 19.00) по Достоевскому маэстро сцены будто бы смешал стилистику средневековых мистерий и современного голливудского триллера. А в часовой монодраме «Большая проповедь отца Бернарда» (30 сентября, 19.00, на Малой сцене) вместе с известным актером Ежи Трелой вступил в диалог с дьяволом.

После Грузии и Италии в афишу «Балтийского дома» попала Канада. Спектакль «7 важных вещей» (5 октября, в 19.00) — создание Театра «СТО», который увлечен импровизационными структурами: текст пишется режиссерами в процессе репетиций и связан именно с актуальными проблемами — прежде всего моральными. Предлагается два взгляда на них — мужской и женский. 



А вот эстонский спектакль «Как объяснить картины мертвому зайцу» (7 октября, 19.00) — это ультрасоциальная сатира на сегодняшнюю финансовую ситуацию в искусстве, с элементами капустника и театра абсурда. Сатира имела действие: в Таллине в зале была замечена министр культуры Эстонии, есть вероятность, что эта почтенная и продвинутая дама прибудет и в Петербург.

«Балтийский дом» продолжает поддерживать творческие связи с Южной Осетией: театр из Цхинвали покажет «Юлия Цезаря» (7 октября, в 19.30, на Малой сцене), политическую трагедию — актуальней для Цхинвали не придумаешь.

Из итальянского города Лука явится «Пиноккио» (9 октября, в 19.00), сказка для взрослых, где длинноносый персонаж сбежит от хозяина и начнет взрослую жизнь, полную блеска и нищеты. Пресс-релиз обещает «красивый спектакль с элементами пантомимы и комедии дель арте».

Завершится фестиваль той же вечнозеленой темой, какой и начнется, — темой национального идиотизма в разных его проявлениях. «Жизнь с идиотом» (11 октября, 19.00) по тексту Виктора Ерофеева поставил Андрей Жолдак в Румынии. С Някрошюсом сему произведению, разумеется, не потягаться, хотя цитировать этого мастера — любимое дело пана Жолдака.

Нынешняя программа хороша тем, что в ней есть из чего выбирать не глядя. И есть абсолютно беспроигрышные названия. Разброс жанров, стилей и авторов — на любой вкус.

Фото Дмитрия МАТВЕЕВА

↑ Наверх