Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Все прошлое в конечном итоге становится настоящим

В Российской национальной библиотеке открылась выставка «Вестники моды»

В Российской национальной библиотеке открылась выставка «Вестники моды»

 



«Казалось бы, нет вещей, более далеких друг от друга, чем мода и библиотека. Библиотека — обитель книжного «червя», живущего в мире фантазий и знать не желающего о том, что происходит на улице. Однако связь с модой у нашей библиотеки весьма сильная. Богатство наших фондов позволило нам стать участниками традиционной петербургской Недели моды «Дефиле на Неве», которая пройдет в «Ленэкспо» с 4 по 9 апреля. Мы показываем очень ценные издания — журналы мод, выходившие когда-то в России и в СССР».
Так Антон Лихоманов, новый директор Российской национальной библиотеки, представил журналистам выставку «Вестники моды», открывшуюся в зале Корфа.
Елена Пугина, куратор выставки модных журналов, в беседе с корреспондентом «ВП» процитировала знаменитую немецкую издательницу Энне Бурду, по журналу которой в начале 90-х шила себе одежду вся Россия:
«Дух эпохи определяет облик моды. А мода определяет облик эпохи». Здесь в основном представлены журналы для широкой публики, — подчеркнула Елена. — В читальных залах они не выдаются — очень уж ценные и хрупкие. Мы стараемся выдавать на руки микрофильмы. Уникальность выставки в том и заключается, что здесь их можно посмотреть в натуральном виде».
В основном в витринах — российские журналы. Самый старый — «Меркурий», вышедший еще в конце XVIII века. Самый новый — «Дресс-код» — глянцевый журнал, выходящий в Петербурге начала XXI столетия.

 

 

 


Никаких фотографий тогда, конечно, не было, поэтому с новинками моды знакомились, рассматривая цветные рисунки, на которых в малейших подробностях были зафиксированы все эти загадочные для мужчин и столь хорошо знакомые женщинам пленительные детали — сборки, буфы, рюши, воланы-кокилье, рукава «жиго», шлейфы, турнюры и кринолины, шляпы и корсеты…
В последней трети XVIII века началось бурное развитие отечественной журналистики. О моде писали весьма уважаемые люди, а вовсе не пустоголовые гламурные девицы, как нынче. Русский просветитель Иван Новиков не обошел моду своим вниманием, считая ее одним из важных способов «облагораживания» современников. Выходившее под его редакцией «Модное ежемесячное издание» (1779) было написано прекрасным литературным языком.
А в некрасовском «Современнике» отдел моды возглавлял писатель, театральный критик, блестящий фельетонист Иван Панаев. «Женщина,  — писал он,  — должна обдумывать свой наряд, как поэт вдумывается в свое создание».
Судя по тому, как много в прежние времена выходило журналов с выкройками, далеко не все имели возможность выписывать наряды из Парижа. Вот лишь несколько названий: «Новейшая практичная и упрощенная метода выкройки платьев и верхней одежды», «Полное руководство для плетения ирландских кружев» и, больше всего позабавившее публику, «Настольная книга для каждой портнихи — исправление плохо сидящего мужеского платья»... Как видно, и в XIX веке найти мужчину без недостатков было проблемой.

Зинаида Арсеньева
Фото Натальи ЧАЙКИ


Родина модных журналов — Франция, но не Париж, «столица мод», а Лион.
Именно здесь в 1679 году начал выходить «Mercure galant dedie a Monseigneur Le Dauphin» — в виде книжки в одну восьмую долю листа. Привилегия на издание его была выдана 31 декабря 1677 года лично королем Людовиком XIV кавалеру де Визе.
Журнал открывался описанием свадьбы принцессы Марии-Луизы Орлеанской с королем Испанским, Карлом II, а к статье была приложена гравюра Трувена, изображающая костюм новобрачной. Это и была первая модная картинка первого модного журнала.
 В 1785 году в Париже возник «Cabinet des modes ou les modes nouvelles», вслед за которым появился и первый немецкий модный журнал «Bertuch’sche Journal des Luxus und der Moden», издававшийся в Веймаре с 1786 по 1827 год.
 В 1786 году в Милане начал выходить и «Journal des dames et des modes en France». Считается, что именно на страницах этого издания родилась женская журналистика.


Украшение выставки — пара манекенов, наряженных Татьяной КОТЕГОВОЙ, которая рассказала корреспонденту «ВП»:

 


«Все прошлое в конечном итоге становится настоящим. Единственное — меняются какие-то детали. Например, сейчас вышивка модна, кружева. А еще пять лет назад к вышивке относились как к чему-то «сундучному», пропахшему нафталином. У нас всегда используется много антикварных деталей — кружевные воротники, старинные броши, колье… Меня больше всего привлекают 20 — 30-е годы. И каждый раз, создавая коллекцию, я возвращаюсь к прошлому.
…Платье —  не только часть гардероба, но и часть имиджа. И не стоит оправдывать свое нежелание хорошо одеваться тем, что не хватает средств. Сейчас как никогда есть возможность выбрать себе одежду недорогую, но стильную и красивую. Даже в секонд-хенде. Я часто захожу в такие магазины. Там можно найти удивительные вещи!»

↑ Наверх