Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

Все штабы главные, но некоторые все-таки главнее

Реставрация Восточного крыла Главного штаба, несмотря на грандиозный масштаб, сделана с ювелирной тщательностью

На улице злобствовал мороз, который в сочетании с фирменной петербургской влажностью порой становится просто невыносимым. Но стоило нырнуть под арку Главного штаба и открыть неприметную стеклянную дверь, чтобы окунуться в тепло. Потом журналистам «ВП» Зинаиде Арсеньевой и Наталье Чайке, побывавшим на днях в только что отреставрированных помещениях Восточного крыла, объяснили, что отапливаются здесь с помощью собственной газовой котельной. Тепла не жалеют.



Да и то — натопить столь грандиозные пространства не просто. Высота атриума со стеклянной крышей, возникшего там, где еще год назад был пятый внутренний двор, где полным ходом шла стройка, достигает 14 метров!
Парадная лестница-амфитеатр, деревянные очертания которой еще только вырисовывались в августе, сегодня почти завершена. Своей масштабностью и величием она должна была по замыслу архитекторов напоминать о великолепии лестниц и залов Эрмитажа, выстроенных в стиле ампир и барокко. Но она отсылает к более далеким временам — к эпохе величественного Древнего Рима, вечного города.
Ступени парадной лестницы облицованы итальянским известняком «брекчия сардо». Кое-где еще остались фанерные вставки, подкрашенные под мрамор, — работы еще не закончены.
Работа же, несмотря на гигантский масштаб, почти ювелирная. Ведь при неизменной ширине
(350 мм) и высоте (125 мм) ступеней каждый камень на этой лестнице имеет индивидуальную длину и радиус кривизны. Поэтому во время работ приходилось постоянно перенастраивать станки под каждый камень. Если учесть, что лестница состоит из четырех маршей, в каждом из которых 12 ступеней, можно представить себе сложность работы.
Лестница ведет к 14-метровым дверям, за которыми расположена Новая анфилада выставочных пространств, в которой залы перемежаются «висячими садами», расположенными на специальных платформах. Все залы — с секретом, они могут трансформироваться. Например, громадные двери легко превращаются в стены. Таким образом можно легко менять экспозицию.
Глядя на анфиладу, думаешь, что это даже не XXI век, а просто какой-то футуристический стиль. При этом замысел Карло Росси, его величественный ампир, не разрушен и не стилизован, а словно переведен на язык третьего тысячелетия. Как будто архитекторы, пробившись сквозь два столетия, пожали друг другу руки, вступили в диалог и пришли к соглашению.
Над выставочными залами Новой большой анфилады и над галереей четвертого этажа, куда переедут импрессионисты и постимпрессионисты из коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, установлены фонари верхнего света. И здесь — никакого конвейера, только ручная работа, только индивидуальный подход. Все фонари различны по конфигурации и размерам, хотя на первый взгляд это незаметно. Сохранены и бережно отреставрированы фонари, оставшиеся от Росси.
Мы уже рассказывали своим читателям, что главная идея галереи Щукина и Морозова — сделать петербургское небо частью экспозиции, включить в нее рассветы и закаты, лиловые сумерки, сетку дождя… Сегодня это легко представить.
Самый большой зал Новой анфилады, предназначенный для демонстрации произведений современного искусства, инсталляций и перформансов, кто-то сравнил со знаменитым Турбинным залом лондонской галереи «Тейт Модерн». Но Михаил Пиотровский это сравнение отверг, заметив, что здесь скорее можно вспомнить Большие просветы Нового Эрмитажа Лео фон Кленце.
Сквозь весь зал протянуты металлические балки, которые выглядят очень стильно, как декоративный элемент. Но оказалось, это не совсем так. Заведующий отделом «Главный штаб» Эрмитажа Александр Дыдыкин объяснил, что эти металлоконструкции остались нам на память от министра финансов Сергея Витте, когда-то приказавшего снести перекрытия и устроить большой зал для заседаний. А чтобы избежать неприятностей, стены наверху были укреплены металлическими стяжками. Архитекторы решили их сохранить.
Сейчас в этом зале показаны эскизы проекта одного иностранного художника, который предлагает проецировать на стены картины Пикассо и Матисса, нарисованные светом. Впечатляют даже эскизы, которые буквально заворожили ваших корреспондентов таинственной игрой света и отражений, создав рождественское настроение.
В Главном штабе, пока мы его осматривали, сновали рабочие в касках. Они не обращали на нас внимания, каждый был занят своим делом: кто-то работал на стеклянной крыше атриума, кто-то тащил мешки с цементом, а кто-то просто мыл пол.
Работы здесь не прекращаются, строители готовятся ко второй очереди реставрации Главного штаба, которая должна завершиться в 2014 году, когда город и мир будут отмечать 250-летие Эрмитажа.

↑ Наверх