Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Вселенная кочевников посреди цивилизации туристов

В Эрмитаже, в знаменитых залах № 25 — 27, которые повидали на своем веку и древние мумии из курганов Пазырлыка, и гигантских пауков американской скульпторши Луиз Буржуа, и автомобиль марки «БМВ», расписанный Энди Уорхолом, открыта выставка скульптора Даши Намдакова, которого в Нью-Йорке назвали «Пикассо бурят».

В Эрмитаже, в знаменитых залах № 25 — 27, которые повидали на своем веку и древние мумии из курганов Пазырлыка, и гигантских пауков американской скульпторши Луиз Буржуа, и автомобиль марки «БМВ», расписанный Энди Уорхолом, открыта выставка скульптора Даши Намдакова, которого в Нью-Йорке назвали «Пикассо бурят».

За плечами Даши множество выставок по всему миру. Но Эрмитаж он называет Олимпом, который еще десять лет назад даже не мечтал покорить.

 


Существа, которых не может быть, но они есть

Многие существа, придуманные художником, очень красивы, но при этом, мягко говоря, жутковаты.

У входа в зал стоят на задних лапах (ногах?) «Он» и «Она» (2005). Вытянувшиеся в струнку, рогатые... Козлы? Олени?

«Да это же черти!» — испуганно шепчет кто-то за спиной.

Нью-йоркские журналисты бронзовых фантастических зверей и птиц Даши сравнивают с персонажами «Звездных войн».

Но у них есть куда более древние предки — жутковатые звероподобные боги Древнего Египта, темные божества Древней Греции вроде богини колдовства Гекаты, персонажи средневекового бестиария — все эти гаруды, аспиды, василиски... И конечно же, скифский звериный стиль, где прекрасные рогатые олени и пантеры уживались с химерами вроде имдугутов — львиноголовых орлов, в природе, к счастью, не встречающихся.

— Я не придумываю своих персонажей. Скорее всего они сами приходят ко мне из параллельного мира, в котором обитают рядом с нами. Это некие существа, которых вроде бы не может быть на свете. И тем не менее они есть... — отвечает Даши на вопрос вашего корреспондента об истоках его образов. — Я очень ценю состояние, в котором человек находится лишь несколько минут, когда просыпается. В эти мгновения, на грани сна и яви, когда ты выспался, отдохнул, а повседневные заботы еще тебя не одолели, в голову приходят интересные и яркие образы. Это очень ценное состояние, когда рассудок еще не завладел тобой полностью и когда слышны подсказки интуиции.

 

 

 

 

Какая же Вселенная кочевников без лошади?

 


Почему Ума Турман носит его украшения

Ювелирные украшения Даши известны, пожалуй, даже больше, чем его скульптуры. Известно, что его украшения носит муза Квентина Тарантино Ума Турман. Сам Даши уверяет, что кинозвезда делает это просто по личной дружбе, ведь отец актрисы Роберт Турман, основавший в 1987 году вместе с Ричардом Гиром и Филиппом Глассом в Нью-Йорке Дом Тибета, — страстный поклонник творчества молодых бурятских художников Зорикто Доржиева (о выставке которого, прошедшей летом в Мраморном дворце Русского музея, рассказывалось в нашей газете. — Прим. авт.) и Даши Намдакова. Он явно скромничает. Куратор эрмитажной выставки Юрий Пиотровский назвал его ювелирные изделия артефактами истории. Современные по дизайну, они тем не менее кажутся близкими родственниками драгоценностей, которые явились миру из скифских курганов.

По легенде первым дизайнером украшений был Зевс, повелевший Прометею носить кольцо, сделанное из собственных оков. Вместо алмаза или сардоникса титану пришлось довольствоваться обломком кавказской скалы, к которой он был прикован.

Даши словно идет по стопам древнего властителя Олимпа. Дороговизна материала для художника — не самоцель. Он с одинаковым интересом работает и с золотом, и с бивнем мамонта. А бриллианты может запрятать так, что об их наличии можно будет лишь догадываться по мерцанию, которое виднеется откуда-нибудь из-под крылышка шмеля или панциря жука.

 

Даши не придумывает своих персонажей, они сами приходят к нему из параллельного мира.

 


Эхо веков

Юрий Пиотровский говорит, что в искусстве Даши Намдакова слышится «эхо веков». И правда, на этой выставке стоит только чуть-чуть прислушаться, чтобы уловить глухой гул караванов, ритмичный стук копыт, печальные песни кочевников, закутанных с головы до ног, чтобы защититься от испепеляющего солнца, резких ветров, пыли и песка...

«Ваша выставка называется «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников». Встречаются ли сегодня кочевники? Или мы уже безнадежно превратились в цивилизацию туристов, готовых лишь передвигаться по миру бизнес-классом, останавливаясь в комфортабельных гостиницах и бесконечно щелкая фотоаппаратом в жадной погоне за новыми впечатлениями и развлечениями?» — спрашиваю я у художника напоследок, перед тем как он углубится в беседу с пришедшим поздравить его настоятелем петербургского дацана Будой Бадмаевым.

«Сегодня преобладают туристы! — отвечает Даши не задумываясь. — Но я, конечно же, кочевник!»

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх